Задача описания субъективного мира является одной из важнейших задач психологической науки. В рамках решения этой задачи А.Н. Леонтьев в 1979 году начал разрабатывать категорию «образ мира» для интегрального описания совокупной системы значений человека, или, другими словами, для решения задачи моделирования субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании.
С тех пор отечественными исследователями (Артемьева Е.Ю., Доценко Е.Л., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Петренко В.Ф., Петухов В.В., Смирнов С.Д., Стеценко А.П., Стрелков Ю.К., Шмелев А.Г. и др.) выполнены сотни работ по описанию различных аспектов образа мира.
При широчайшем использовании понятия (иногда термин «образ мира» используется как синоним терминов «системы репрезентации», «когнитивные карты», «установка» и т.д.) психологическая феноменология, задаваемая понятием «образ мира», прямо исследуется мало. После восьмидесятых годов была предложена только одна новая модель его структуры (Е.А. Климов «Образ мира в разнотипных профессиях», 1995), до сих пор нет ни одной удовлетворительной модели психологических механизмов формирования образа мира. Большинство авторов обходит эти вопросы молчанием, а те, кто пишет, весьма обобщенно ссылаются на принцип единства сознания и деятельности (это, конечно, верно, но принцип не есть механизм), на механизмы интериоризации, социального научения и даже на гипотезу уподобления, которую сам А.Н. Леонтьев никогда не считал механизмом формирования интегральной системы значений.
Нет прямых экспериментальных исследований характеристик образа мира или верификации его моделей. Об исследованиях образа мира как порождающего конкретные образы и значения даже и не говорится, хотя современная методология требует экспериментально исследовать не только структуру и генез психических явлений, но и их проявления и в контексте функционирования, и в контексте порождения (в данном случае, новых образов, значений, отношений, смыслов).
Образ мира, как идеальное явление, сам из себя не формируется и не раскрывается. Соответственно, как указывают многие психологи (Артемьева Е.Ю., Климов Е.А., Ломов Б.Ф. и др.), при попытках описания структуры, функций, генеза или детерминант развития образа мира разрабатываются модельные описания типа «свойство – свойство», «свойство – структура», «структура – свойство», но из-за отсутствия интегрирующего понятийного аппарата не разрабатываются модели типа «структура – структура».
Образ мира – важнейшее образование психики. Изучение его создает основу для понимания многих качественных преобразований психики.
Особый интерес представляет изучение особенностей представлений о мире, других людях и себе у молодежи в сравнении с людьми пенсионного возраста.
В связи с этим была определена цель нашего исследования – осуществить сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и пенсионеров.
Объект исследования – образ мира личности.
Предметом исследования выступают характеристики образа мира у молодых и пожилых людей.
Гипотеза исследования: существуют различия в образе мира молодежи и пенсионеров по ряду показателей.
Поставленная цель и гипотеза исследования обусловливает задачи:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ мира» в психологии;
2. Проанализировать структуру и механизмы функционирования образа мира;
3. Реализовать эмпирическое исследование для определения характеристик образа мира у молодежи и у людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности; личностных характеристик; функциональных механизмов.
4. Проанализировать полученные показатели вышеуказанных характеристик, механизмов и понятий у молодежи и у пенсионеров.
5. Установить связи между выявленными характеристиками, механизмами и понятиями.
6. На основании полученных результатов сделать заключение о существовании различий в образе мира у молодых людей и пенсионеров.
- Основные теоретико-методологические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ мира» в психологии
- Исследование структуры и механизмов функционирования образа мира
- Методика исследования
- Заключение
Статьи по теме:
Организационные аспекты пснхокоррекцнонных технологий
Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:
• формы проведения работы;
• подбора и комплектации групп;
• продолжительности и режима занятий.
Традиционно выделяют две формы проведения занятий - индив ...
Жесты
Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть предварительное предположение о его натуре. Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболе ...
Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...
Актуально о психологии