Невроз навязчивых состояний

Страница 1

Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально неприятные. Критическое отношение к ним побуждает больного бороться с ними.

В основе происхождения этого невротического расстройства — конфликт, возникший из-за противоречий между влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом, или нравственными принципами (как правило, навязываемыми авторитетными фигурами), — с другой. У умственно отсталых детей и подростков в связи с их неспособностью производить анализ своих переживаний обычно трудно выявить столь сложные расстройства. В тех же случаях, когда этот невроз диагностируется, его симптоматика оказывается рудиментарной. Она выступает скорее в виде насильственных явлений, которые лишены элементов осознавания переживаний и в связи с этим борьбы с ними.

Это расстройство, как правило, начинается постепенно у тревожных, склонных к немотивированным страхам, мнительных детей. В клинической картине могут наблюдаться страхи или такие симптомы, как элементарные движения или действия— грызение ногтей, сосание пальцев, счет или более сложные защитные ритуалы (сплевывание. прикосновения к каким-либо предметам, постукивания и т. д.)

Как правило, невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине очень большое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У них легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция — страх).

Психогенные реакции - болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием моральной травмы.

Наиболее распространенными формами П.р. являются: психогенная депрессия, ложное слабоумие (псевдодеменция), пуэрилизм, психогенный ступор, бредоподобные фантазии и психогенные параноиды и галлюцинации.

Реактивные состояния.

Многие авторы отмечают склонность умственно отсталых индивидов к реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).

Все описанные особенности психики умственно отсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям, встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у них нередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором, предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; Фелинская Н. И"., 1944).

И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию, истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности их проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и длительность течения.

К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности: аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных, связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М. Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции характеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталых лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность "логическому разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно им клинической картины этих состояний.

По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивных состояниях у умственно отсталых лиц "под влиянием внешних ситуационных факторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническая симптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги в аффективности, нарушаются привычные формы поведения". Атипичность реактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картине преобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что они носят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного времени каких-либо изменений.

Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей с умственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивно возникающие "парааутистические" состояния. Эти расстройства возникали у детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Они проявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции на перемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевого общения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптация в условиях привычного содержания и обучения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Cмeнa нaучных пaрaдигм и cинeргeтикa
Oчeнь бeглый и дaлeкo нe пoлный aнaлиз тeoрeтичecких уcпeхoв cинeргeтики пoкaзывaeт, чтo дaннoe нaучнoe нaпрaвлeниe дeйcтвитeльнo увeличивaeт нaши знaния o мирe, прeдocтaвляeт вoзмoжнocть пocтaнoвки вoпрocoв Прирoдe и пoлучeния нa них oтв ...

Насилие над детьми.
Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма огранич ...

Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
В норме психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе изменений не только количественных, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и замедления, а в ...