Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой творческий потенциал и постоянно совершенствуется.
Для полноценного овладения избранной специальностью человек в процессе получения высшего образования должен овладеть научным методом познания окружающей действительности, в том числе методами познания себя как творца (субъекта) своей профессиональной деятельности. Профессионализм как наивысшая, творческая степень овладения профессией ("акме" - согласно одному из современных представлений о профессиональном развитии человека) невозможен без умения человека адекватно оценивать, понимать, объяснять, а значит - управлять в соответствии со своими целями - своими данными от природы качествами, задатками; невозможно понимать других людей и отношения между ними. Невозможно реализовать себя как родителя - ни по отношению к своим собственным детям, ни по отношению к тем, кто младше по возрасту, по профессиональному и жизненному опыту (а это неизбежно происходит с каждым из нас в течение всей нашей жизни).
Эти и многие другие возможности открываются перед человеком, усвоившим основы психологических и педагогических знаний.
Кроме того, настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, он не возможен без развития у него специальных и общих способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, выработки нравственной воспитанности. И все это возможно именно благодаря изучению дисциплин гуманитарного, гуманистического цикла.
При обучении многим профессиям (физик, программист, инженер и т.д.) студенты, вероятно, испытывают своеобразный духовный, смыслоищущий голод - при обучении этим профессиям традиционно реализуется естественнонаучный подход, когда проблемам самого физика, программиста и т.д. не уделяется никакого внимания. Но каждый человек, независимо от избранной им профессии, остается человеком, стремящимся реализовать свой человеческий потенциал, свою родовую сущность (по Б.С. Братусю). И сделать это помогают в первую очередь психология, открывающая человеку тайны его психики, закономерности его развития как индивида и становления как личности, педагогика, отвечающая на вопросы о правильной организации обучения другого или самого себя.
Приступая к изучению психологии и педагогики надо приготовиться к тому, что изучение научной психологии и педагогики выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. Изучение психологии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное знание о другом человеке, о самом себе. Сознательное отношение к проблемам, имеющим психологическую природу, - необходимое условие формирования личности любого человека, профессионала в своей области, ставшее сегодня насущным требованием времени.
Согласно уже упомянутому акмеологическому подходук проблемам профессионального развития человека, каждый человек достигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможности индивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования. Все это становится возможным, в частности, благодаря знанию человеком своих психологических особенностей и возможностей, благодаря усвоению гуманитарной (уважительной, ценностной) позиции по отношению к объекту своего труда и самому себе - субъекту своей жизни.
Статьи по теме:
Особенности детского психоанализа
Детские психоаналитики стали первыми понимать и описывать внутренние движения души ребенка, особенности диадных отношений матери и ребенка, формирования его самооценки как носителя различных ролей, в том числе половой. В качестве движущих ...
Насилие женщин над мужчинами.
Особенность отношений между мужем и женой в подверженных вспышкам насилия семьях заключается в том, что жены в них также могут быть нападающей стороной. Обычно они оказываются менее предрасположенными к физическому насилию по сравнению с ...
Тестовые методы исследования Интеллекта
Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта ...

Актуально о психологии