Общая характеристика воображения

Психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. При индивидуальном развитии человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, то есть таким образом, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Человек принимая то или иное решение осуществляет вычленение из данной обстановки и из своей памяти все то, что соответствует формированию образа будущего результата действия. Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влияние воображения у человека возникают соответствующие органические соединения. Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга.

Деятельность следователя требует значительного развития воображения. Без него невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление – основной механизм творческого решения нестандартных задач.

Воображение – психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

Статьи по теме:

Физиогномика
Воспринимая другого человека, мы обращаем взор, прежде всего к его голове, к лицу, рассчитывая именно из этого источника получить наиболее важную информацию. Лицо человека хранит следы наиболее частых, типичных для него переживаний и мысл ...

Волевые качества у спортсменов
Для определения уровня волевой подготовленности спортсменов была использована методика "Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов", разработанной Н.Е. Стамбуловой. Результаты методики были обработаны по шкалам: "Целе ...

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем ...