Общая характеристика воображения

Психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. При индивидуальном развитии человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, то есть таким образом, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Человек принимая то или иное решение осуществляет вычленение из данной обстановки и из своей памяти все то, что соответствует формированию образа будущего результата действия. Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влияние воображения у человека возникают соответствующие органические соединения. Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга.

Деятельность следователя требует значительного развития воображения. Без него невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление – основной механизм творческого решения нестандартных задач.

Воображение – психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

Статьи по теме:

Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...

Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступил как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного г ...

Когнитивные методы
Когнитивные методы основаны на апелляции к разум больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врча с больным, делают адекватными взаимоотношения. Одним из первых методов психотерапии, основанн ...