Общая характеристика воображения

Психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. При индивидуальном развитии человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, то есть таким образом, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Человек принимая то или иное решение осуществляет вычленение из данной обстановки и из своей памяти все то, что соответствует формированию образа будущего результата действия. Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влияние воображения у человека возникают соответствующие органические соединения. Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга.

Деятельность следователя требует значительного развития воображения. Без него невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление – основной механизм творческого решения нестандартных задач.

Воображение – психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

Статьи по теме:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Дошкольный возраст 3-7 лет. Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ д ...

Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом. Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В ...

Понятие об ощущении и его физиологической основе
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Но ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе л ...