Заключение

Страница 1

Целью настоящего исследования было выявить особенности образа «Я» руководителей высшего звена.

Для достижения поставленной цели мы провели теоретическое и экспериментально-психологическое исследование. В теоретическом обзоре, составленном по результатам анализа специальной психологической и социологической литературы, раскрыты понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений, управляющая роль руководителя, личностные факторы, оказывающие влияние на успешность руководителя; а также освещена концепция образа «Я» в отечественной психологической литературы, показано место образа «Я» в структуре личности и его значение для профессионально значимых качеств руководителя.

По результатам экспериментально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей образа Я (представления о структуре исполняемых социальных ролей в качестве показателя социальной стороны образа «Я»; представления об устойчивых эмоциональных состояниях в качестве показателя аффективной стороны образа «Я»; систему ценностных ориентаций в качестве когнитивного показателя образа «Я»; представления о взаимодействии с окружающими в качестве коммуникативной стороны образа «Я») мы получили подтверждение выдвинутой нами гипотезы (можно предположить, что образ «Я» у руководителей высшего звена имеет сходные особенности): действительно, вышеуказанные параметры обнаруживают значительное сходство у большинства испытуемых-руководителей высшего звена, а именно – в структуре социальных ролей преобладают и имеют большую значимость социальные роли, связанные с выполнением какого-либо вида деятельности; в качестве преобладающего способа оценивания себя выступает оценивание своих качеств, также связанных с выполнением какого-либо деятельности; в эмоциональной сфере эмоциональные состояния, отражающие нарушения психологической адаптации, отсутствуют; преобладают такие терминальные ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, интересная работа, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, и такие инструментальные ценности, как ответственность, исполнительность, твердая воля, рационализм, самоконтроль, жизнерадостность.

[1] Трифонов Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь). Санкт-Петербург: Питер, 2001 – 356с.

[2] Друкер П. Ф. Практика менеджмента / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000 – 398с.

[3] Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76с.

[4] Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76с.

2 Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов Введение в теорию организации и управления. – М.: Прогресс, 1971

1 Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76с

2 Шепель В.М, Человековедческая компетенция менеджера. – М.: Народное образование, 1999

3 Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова – М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 2001 – 464с

1 Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова – М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 2001 – 464с

2 Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: ЗАО «Издательство Бином», 1998 – 556с.

3 там же.

1 Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: ЗАО «Издательство Бином», 1998 – 556с.

2 Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы / Пер. с болг. Общ. ред. и вступит. статья Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды – М., 1982 – 422 с.

1 Минцберг Г. Школы стратегий: Стратег. сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук под общ. ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2000 – 330с.

1 Минцберг Г. Школы стратегий: Стратег. сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук под общ. ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2000 – 330с.

2 Толочек В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Баярд; ООО Информполиграф, 2004 – 175с.

[5] Шакуров Р.Х. Психология управленческой деятельности в ССУЗ / Рос. акад. образования, Ин-т сред. спец. Образования – Казань: ИССО, 1997 – 124с.

2 Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999 – 222с.

3 Деркач А.А., Михайлов Г.С., Тарасенко А.В. Диалоговая модель принятия управленческих решений руководителем – М.: Нар. образование, 2004 – 101с

[6] Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.:МОСУ, 2000. – 30с.

2 Китов А.И. Психология хозяйственного управления – М.: Профиздат, 1984 – 248с

3 Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров / Отв. ред. В. А. Ядов – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986 – 160с.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Тестовые методы исследования Интеллекта
Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта ...

Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...

Объект как интроекция
Самонаблюдение традиционно интегрирует экспериментальный филогенез, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Проекция ...