Воображение

Страница 2

1)Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей.

2)Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.

3)Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

4)Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

5)Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Одной из наиболее очевидных форм деятельности воображения является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент не сводим к оперированию понятиями, он представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания.

Мысленный эксперимент - вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий его структуру, развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом. Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в мысленном эксперименте ведет к его разрушению.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Создание образов воображения проходит в два основных этапа:

1) Своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2) Преобразования бывают двух основных типов:

а) Образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.

б) Образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Уровень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Соматосенсорная система
В соматосенсорную систему включают систему кожной чувствительности и чувствительную систему скелетно-мышечного аппарата, главная роль в которой принадлежит проприорецепции. Рецепторная поверхность кожи огромна (1,4—2,1 м2). В коже сосред ...

Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. 1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е. недостаточная интенсивность и эфф ...

Толкование сновидений
Мы находим путь к пониманию ("толкованию") сновидения, допуская, что наши воспоминания о сновидении являются не истинным его процессом, а лишь фасадом, за которым этот процесс скрывается, здесь мы имеем разделение между явным со ...