Способности

Страница 1

Способности - индивидуально-психологические особенности личности,

обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1)Природные способности - в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы наущения типа условно-рефлекторных связей, являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.

2)Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Они подразделяются на:

а)Общие - определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие.

б)Теоретические - определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

в)Практические - определяют склонность человека к конкретным практическим действиям.

г)Учебные - влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом.

д)Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

е)Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Выделяют уровни способностей: репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий - обеспечивающий создание нового, оригинального. Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. Также следует отметить что способности - прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, зависят от среды, а воспитание активно формируют их.

Способности могут развиваться в четырех направлениях: способность, одаренность, талант и гениальность.

1)Способности. Учитывая, что способности являются прижизненными, их можно и утерять. И зависит это от того, являются ли они потенциальными или актуальными. Потенциальные - те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, а способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Понятие социальной перцептии
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по вза ...

Неврастения
Наиболее распространенная форма невротического расстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычно является истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительного физического или умственного напряжения ...

Условия предупреждения внутриличностных конфликтов
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Трудно представить человека, у которого не ...