Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
В социологии под общением понимается специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальный групп.
В формировании и развитии человека общение играет исключительно важную роль. Именно через общение человек получает знания об окружающем его мире, присваивает общественные ценности, созданные человечеством, познает природу и суть общественных отношений. Вступая в общение с другими людьми, индивид формирует критерии и оценки своего поведения, оно в то же время является важным условием развития его самооценки и самопознания.
Межличностное общение может осуществляться на различной основе. В первую очередь в основе успешного межличностного отношения должно лежать взаимопонимание. Взаимопонимание — это совместное постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.
Не менее важное значение для эффективного межличностного общения имеют лежащие в его основании солидарность и толерантность.
Солидарность — это единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. В основе толерантности лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из нее, с другой.
Достаточно часто используется и другое определение толерантности — уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию. Наличие толерантности облегчает взаимодействие с другими людьми, поэтому ее воспитание должно стать важным элементом социализации личности.
Общение является важным фактором, лежащим в основе поведения. Поведение — совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.
Межличностные отношения развиваются и достигают результата только в том случае, если поведение взаимодействующих людей основано на признанных в обществе социальных нормах. Любое отклонение от них приводит к различного рода отклонениям (девиации), которая может привести к появлению асоциального поведения — это поведение, характеризующееся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.
Агрессивное поведение
Система межличностных отношений может быть нарушена и в том случае, если человек проявляет агрессивное поведение. Агрессивное поведение — это действие, поступок, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому имуществу или объекту. Агрессивное поведение может явиться результатом внутренне присущей человеку агрессивности, либо фрустрации. Оно может появиться и как следствие недостаточной или неудачной социализации.
В процессе общения человек всегда стремится определить, каким образом воздействовать на партнеров по общению, подвергаться воздействию с их стороны.
Содержание общения заключается в передаче информации в ходе межличностных отношений от одного лица другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Общение характерно и для животных, но наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи, письменности, технических средств записи и хранения информации. Часто процесс общения сводится к обмену и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную, информационную). Таким образом, главным признаком общения является обмен информацией.
Статьи по теме:
Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления
В качестве методики выделения отдельных звеньев, часто применяют принцип диссоциации. Двойная диссоциация фиксируются, когда из двух звеньев психических процессов первое оказывается нарушенным, а второе сохранным, и в то же время, возможн ...
Общая характеристика способностей. Виды способностей.
Теплов: Способности – индивид-ные психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «С»: 1) индивид-но психол особ-ти, отличающие одн ...
Гендерные различия в особенностях восприятия аудиорекламы
Движение жизни, научно-технический прогресс, социально и экономическое развитие общества диктуют нам новые правила существования в мире общественных, информационных, политических, экономических и остальных связей и весьма стремительно. Ещ ...

Актуально о психологии