Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми.
1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей: это ваше дело, но учтите, что в ответ они невольно станут отгораживаться и от вас и не будут чувствовать никакой охоты содействовать вам.
УПРАЖНЕНИЕ. Утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покажите себе язык, это вас рассмешит и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте это себе, прежде чем выйти на люди.
2). Замечаете ли вы лица людей в автобусе, поезде? Если нет, то вы слишком поглощены собой. Это нехорошо не только по этическим соображениям, но и по житейским. Вы не сумеете, когда это понадобиться, реально оценить чувства и намерения собеседника. Свои домыслы, предвзятые представления легко примете за «действительность».
УПРАЖНЕНИЕ. Находясь в транспорте, приглядитесь к кому-либо невдалеке. Сделайте это деликатно, «вполглаза»:человека раздражает, когда его изучают в упор. Если он перехватил ваш взгляд, немедленно отвернитесь! Теперь, не глядя, воспроизведите в памяти это лицо. Вообразите его себе веселым, добродушным, например, во время дружеской вечеринки. Представьте себе обратное: как выглядит этот человек в гневе, раздражении. Если ваш спутник все же задет и вызывающе поглядывает на вас, дружески улыбнитесь ему и отвернитесь снова. Вы больше не имеете права смотреть в его сторону - разве что, если решили завязать знакомство.
3). Умеете ли вы слушать, что говорят другие? Вопрос может показаться странным: раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? Если нет, то в вашей жизни нередки мелочные, досадные ссоры, «недоразумения», о которых стыдно потом вспоминать…
УПРАЖНЕНИЕ. В приятельской компании, где вы обычно говорите все, что взбредет на ум, измените как-нибудь своей привычке перебивать и молча послушайте другого. Слушая думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то - зачем?» Вообразите, что он- это вы; представьте себе, каким вы выглядите сейчас в его глазах. Во что бы то ни стало, настройтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним, не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним, - просто старайтесь понять его душевное состояние.
Между прочим, если вы будете практиковаться в этом, вскоре многие начнут льнуть к вам, все больше радоваться встрече с вами.
4). Способны ли вы эмоционально согреть собеседника, то есть вести себя так, чтобы он держался в вашем присутствии доверчиво, непринужденно, сердечно? Если не умеете, то, по-видимому, ваши отношения - даже с друзьями-«формальны». В них есть(при всей доброжелательности) какая-то скованность, неестественность, неискренность. И когда кому-то из вас плохо, он не ищет встречи с другим.
УПРЖНЕНИЕ. Присматривайтесь к тому, как люди работают, и не упускайте случая выразить им свое одобрение. Например, вы видите, как продавщица быстро и точными движениями нарезает сыр. Скажите ей негромко что-нибудь в таком роде:»Ловко это у вас получается!» Вы стеснительны, но преодолейте себя и все-таки скажите. Можно понять, что вас смущает. К сожалению, при ускоренном ритме нашей городской жизни, при этой калейдоскопической смене лиц в толпе мы отвыкаем говорить друг другу приятное, и каждый настроен услышать скорее резкость. Поэтому доброе слово может даже насторожить продавщицу. Не исключено, что она подумает: « Что ему от меня надо?» Пусть вас это не беспокоит: вы-то знаете, что вам ничего не надо.
Статьи по теме:
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятель ...
Насилие над детьми.
Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма огранич ...
Теории Э. Толмена и К. Хала
Эдвард К. Толмен, заложил основы необихевиоризма Он пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление. Кроме того, Толмен, в отличие от Уотсона, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме &quo ...
Актуально о психологии