Предсознание
состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания,
то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, что Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).
Бессознательное
регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).
Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.
В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.
Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.
Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга
(1875—1961) и Альфреда Адлера
(1870—1937).
Нововведением К. Юнга было понятие о «коллективном бессознательном».
А. Адлер вошел в историю психологии, заявив о «комплексе неполноценности», который являетсядвижущей силой личности, но одновременно, источником невроза.
Статьи по теме:
Социальная ситуация развития подростка
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. ...
Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Огран ...
Тест на исследование тревожности
В данной работе я использовала методику диагностики самооценки разработанную Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированную Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожаю ...

Актуально о психологии