Лидерство в спортивной команде

Страница 3

Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т.п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок.

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

- роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;

- роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.

Экспрессивные лидеры - ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

Б.Дж. Кретти приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:

Преимущества

Недостатки

Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер)

Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач

Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач

Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел

Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует. личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах

Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению

Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным от ношениям

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер)

Заботлив, внимателен в межличностных отношениях

Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача

Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой

Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений

Не проявляет инициативы и настойчивости в делах

Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием

Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией

Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного п ...

Социальные и культурные предпосылки застенчивости.
Есть два пути изменения нежелательного поведения: изменение его последствий или же изменение его причин: модификации поведения; Одно предусматривает излечение от страдания, другое позволяет обезопасить себя от страданий. Отдельных индивид ...

Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила[19]. 1. Выясните свои ...