Учение

Страница 2

Будучи тесно связанным со всеми психическими явлениями, воспри-ятие несет личностный смысл, опосредуется через "Я - концепцию" индивида и в первую очередь через рациональный компонент (от латинского ratio - разум) его целенаправленной познавательной деятельности. Именно благодаря разуму, способности мыслить, осознавать закономерности объективной реальности человечество овладевает истинными знаниями, совокупность которых представляет собой высшую, интегрирующую форму человеческой психики - сознание. В его структуру входят все знания об окружающем мире, известные человечеству, и преломленные через индивидуальные особенности всех инвариантных свойств каждой отдельной личности, в том числе через специфику её познавательной деятельности.

Во многих областях психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной) теоретически обосновано и практически подтверждено положение, свидетельствующее о том, что познавательная деятельность развивается и совершенствуется через процесс учения, который может быть организованным и неорганизованным, стихийным. В первом случае учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях по особым правилам, в соответствии с методически обоснованными учебными программами. Во втором - происходит одновременно с другими видами деятельности, попутно, как их побочный дополнительный результат. Довольно часто процесс учения имеет характер самообразования, что обычно свойственно зрелой личности, поведение которой обусловлено сознательными механизмами саморегуляции.

Являясь средством овладения определенной совокупностью знаний в той или иной сфере человеческой деятельности, у некоторых людей учение по механизму "сдвига мотива на цель" становится насущной потребностью. Это приводит к формированию особого типа личности, ориентированного на познание глубинных закономерностей предметов и явлений окружающего мира, на поиски и открытия, лежащие в основе творческой деятельности.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально не ...

Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре Й.Шванцара объединяет психодиагностические мето ...

Направления современной нейропсихологии.
К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии. Клиническая нейропсихология (синдромология). Изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, ...