Заключение.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения: Метод наблюдения; Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности; Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства: Измерения различных параметров процесса труда; Алгоритмический способ описания трудовой деятельности; Анализ продуктов трудовой деятельности; Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; Экспериментально - психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса: Метод опроса; Беседа; Устный опрос (интервью); Письменный опрос (Анкета); Биографические и автобиографические данные (психологический анализ); Метод обобщения независимых характеристик.

Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Далее в классификации методов идёт раздел Б

, содержащий виды экспериментальных методик: Лабораторный эксперимент; Абстрактный; Модель отдельных элементов трудового процесса; Модели профессиональной деятельности в целом; Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; Метод тестов

Производственный эксперимент: Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы; Метод искусственной деавтоматизации.

К разделу В

Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Кроме такой классификации методов психологии труда, существуют другие, нерассмотренные в этой работе. Например, Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет: Методы построения теории; Методы построения простых и сложных теоретических объектов; Методы интерпретации; Номологизации; Определения; Верификации; Доказательства; Объяснения.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры); консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий; методы коррекции поведения, состояния субъекта труда; методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

[1] Рубинштейн С. Я. Опыт исследования по психологии труда. - Вопросы психологии, 1956, № 4

[2] Ляпунов А. А., Шестопал Г. А. Об алгоритмическом описании процессов управления. Математическое просвещение, 1957, № 2

[3] Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М. Л., 1965

[4] Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966

[5] Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М. Л., 1965

[6] Зинченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. –Ежегодник «Системные исследования» за 1975 год. М., 1976

[7] Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2-е. М., 1970

[8] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

[9] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

[10] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

[11] Руководство по психотехническому профессиональному подбору. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М. – Л., 1929

[12] Руководство по психотехническому профессиональному подбору. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М. – Л., 1929

[13] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

Статьи по теме:

Основные направления в немецкой психологии xx века
Гештальтпсихология. Возникла в Германии. Т. Вертгеймер, В.Келер и КЛевин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В.Вундта и Э.Титче ...

Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия - внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими ...

Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...