Понятие об ощущении и его физиологической основе

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие об ощущении и его физиологической основе

Страница 1

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Но ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, внимание, мышление составляют познавательные процессы.

Для возникновения ощущений необходимы, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств, предметы и явления реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть перерабатывающий ее центр, только через сенсорную систему, которую можно считать воротами сознания. Сенсорная клетка - рецептор – преобразует стимул (воздействие) в короткие ритмические электрохимические импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в различные переключательные станции центральной нервной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и «декодируются» в систему данных о характере внешнего воздействия. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если кора мозга временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то человек не может осознанно реагировать даже на сильную боль.

Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.Л.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений,- анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием рех, специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конфетный вид раздражителя и перерабатываетего в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализа торы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируютна изменения, происходящие внутри организма (ощущение голода, жажды). С деятельностью интероцепторов связаны органичеекие ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, и участвуют в определении свойств, качеств объектов. Т.о. периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Диссоциации между прямыми и обратными рядами в рабочей памяти
Для исследования разных показателей рабочей памяти широко применяются субтесты и батареи Векслера (WAIS-III, 2009), включающие в себя воспроизведение вербальных числовых и зрительно-пространственных рядов в прямом и обратном порядке. Данн ...

Динамика развития алкоголизма
Рост потребления алкоголя в годы, предшествовавшие выходу известных постановлений, совпадает с увеличением числа разводов. В течение двух десятилетий один равод приходился на 30 браков, а с начала 90-х годов один развод – на 3 брака. При ...

Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила[19]. 1. Выясните свои ...