Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

Материалы » Основные психологические проблемы традиционного обучения » Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

Страница 1

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя.

1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е. недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности – учения. Задача организации такой деятельности – это задача педагога, и она много сложнее, чем простая «передача» знаний в бытовом её понимании. Мало того, что учитель сам работает на уроке, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех частных методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

2. Объяснительно-иллюстративный характер обучения, при котором из работы учащихся фактически выключается их мышление (ученики «разучиваются думать»), но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.

Есть такая формула: «Плохой учитель преподносит истину», а хороший учит, как её находить».

3. Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления. Ребенок, конечно же, может зазубрить материал, а потом сдавать его, повторив всё заученное слово в слово, но после такого учения у человека может ничего не остаться. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. В будущей профессиональной деятельности методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти («зубрёжка») не требуются, не применяются. С другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике – умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях. Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

Поэтому обучение следует ориентировать на работу мышления учащихся. Тогда и запоминание будет осуществляться непроизвольно и прочно, а сохранение переработанного материала – много надежнее, и воспроизведение его – более уверенно, сориентировано на практику. В этом случае учение будет носить действительно развивающий характер, т.е формировать приемы и способы деятельности и тип мышления, вести к усвоению знаний и, наконец, к изменению внутреннего мира учащегося.

4. Низкая управляемость процесса и результата обучения, так как при традиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Сам процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, а как-то оценивается лишь итог этого процесса. В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником отметка как оценка знаний. Что в ней количественно, а что качественно? Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Психологические исследования показали, что оценка должна быть, прежде всего, качественной. Главное в ней – не простая фиксация достигнутого школьником результата, а побуждение к дальнейшей работе, помощь в устранении отмеченных недоработок.

Понятие оценки шире и богаче, чем понятие отметки. Оценка выполняет ряд функций:

- обучающую;

- контролирующую;

- воспитывающую.

Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного, воспитания учащихся. Оценке необходима объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.

5. Неизбежность общей ориентировки обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Переход школы к общему среднему образованию ещё более остро ставит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Основные проблемы возрастной психологии
Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старос ...

Артикуляционные признаки звуков речи
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные. Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных ...

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...