Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей

Материалы » Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства » Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей

Страница 2

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от про­шлого опыта, тренированности.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тре­вожность». Тревожность — это психологическое состояние, которое вы­зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданно­стью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических пережи­ваниях и реакциях. Но состояние тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тре­вожности, а с другой — от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вы­зывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. «Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сиг­нала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, не­адекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, сви­детельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вяз­кой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определен­ных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фруст­рации. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде мож­но определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целе­направленного поведения объективно непреодолимыми или субъек­тивно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив ос­тается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а воз­никшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени вы­раженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов, т. е. ситуаций, вызывающих фрустрацию, являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для наиболее доступна или представляется таковой. Частный выход из состояния фруст­рации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Классификация психодиагностических методик
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например фи ...

Управляющая роль руководителя
Касаясь содержания работы руководителя высшего звена, Минцберг определяет роль руководителя как «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»1. В своих работах Минцберг выделяет ...

Особенности представлений и памяти неслышащих детей
У неслышащих детей обнаруживается сужение круга представлений за счет полного или частичного выпадения слуховых представлений, которые в определенной степени компенсируются в процессе развития вибрационной чувствительности и слухового вос ...