Однако только наличие необходимых для данной деятельности свойств нервной системы само по себе еще не гарантирует надёжной работы оператора. Свойства нервной системы определяют лишь потенциальные возможности человека. Насколько они будут реализованы на практике, во многом зависит от его личностных качеств (трудолюбия, настойчивости, чувства долга и ответственности, целенаправленности, особенностей эмоционально-волевой сферы и т. п.) Совокупность этих качеств создает у человека соответствующее желание и мотивацию к выполнению данной деятельности.
В отличие от индивидуальных типологических особенностей (свойств нервной системы) свойства личности не являются врожденными и устойчивыми. Посредством воспитания, обучения, тренировок можно со временем выработать соответствующую направленность личности, необходимые волевые качества, интерес к деятельности, чувство долга и т. п. Следовательно, эту группу качеств можно формировать в нужном направлении в процессе учебно-воспитательной работы с операторами.
Важным механизмом обеспечения высокой надежности является также тренированность оператора. Длительная тренировка и адаптация оператора к условиям деятельности способствуют образованию гибких и прочных умений, образованию необходимых условно-рефлекторных связей между возникающими ситуациями и требуемыми действиями оператора. Тренировки сокращают количество допускаемых оператором ошибок, увеличивают скорость переработки информации, уменьшают разброс параметров деятельности, снижают степень психической напряженности и повышают работоспособность. Хорошая заученность действий может предохранить оператора от появления импульсивных, неадекватных действий при возникновении напряженных ситуаций. Поэтому одним из важных вопросов проблемы надежности оператора является профилактика срывов путем имитации стрессовых условий в процессе тренировки.
Для успешного выполнения некоторых видов деятельности оператор должен обладать определенными психофизиологическими качествами: памятью, вниманием, скоростью реакции и др. Высокие проявления этих качеств являются одним из факторов надежной работы оператора. Поэтому в процессе тренировок нужно предусмотреть возможность совершенствования таких профессионально важных психофизиологических качеств. Для этого используются специальные тренажеры, формирующие и развивающие психофизиологические процессы у оператора.
Статьи по теме:
Чувство как бессознательное
Чувство иллюстрирует интеракционизм, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Сновидение, в первом приближении, мгновенно представляет собой когнитивный эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для п ...
Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Дошкольный возраст 3-7 лет.
Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ д ...
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...
Актуально о психологии