Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения

Материалы » Основы психодиагностики » Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения

Страница 4

По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций заинтересованность ребенка в выполнении задания и т.п.

g)

диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.

Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в больших по численности группах взаимодействия. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д.

Психодиагностические данные, полученные в результате комплексного обследования, вносятся в специальную Карту индивидуального психологического развития ребёнка. Эта карта содержит в себе частные показатели, относящиеся к различным психологическим качествам и полученные при помощи всех описанных выше методик.

В заголовках отдельных граф Карты индивидуального психологического развития ребёнка названы методики, описанные в тексте, а также те психологические свойства, которые оцениваются при помощи этих методик.

Справа сверху и в начале карты пишутся, соответственно, имя и фамилия ребёнка, его возраст и группа (если ребёнок учится или воспитывается в детской группе, посещая какое-либо дошкольное учебно-воспитательное учреждение).

В строки Карты индивидуального психологического развития вносятся данные, полученные о ребёнке в ходе его повторных обследований. При этом обязательно указывается дата очередного обследования.

Уровень психологического развития ребёнка-дошкольника на основе его комплексной психодиагностики оценивается как в общем, по всем частным методическим показателям, вместе взятым (показателям, полученным по методикам), так и по трём группам свойств, рассматриваемых в отдельности. Это познавательные процессы; личностные свойства; межличностные.

В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных .психологических свойств: 10 баллов — очень высокий уровень развития. 8-9 баллов — высокий уровень развития. 4-7 баллов — средний уровень развития. 2-3 балла — низкий уровень развития. 0-1 балл — очень низкий уровень развития.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма ...

Общая характеристика способностей. Виды способностей.
Теплов: Способности – индивид-ные психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «С»: 1) индивид-но психол особ-ти, отличающие одн ...

Потребности
Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности челове ...