Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда - всегда привлекали внимание ученых и практиков.
По-прежнему острыми остаются проблемы профессиональной ориентации и консультации молодежи, находящейся на пороге профессионального выбора своего будущего, карьеры. Однако до сих пор, несмотря на критику, при построении профконсультации преобладает упрощенный "диагностический" подход, игнорирующий активность субъекта в выборе жизненного пути, навязывающий ему готовые решения, создающий условия для манипулирования человеком, выбирающим профессию. Таким образом можно констатировать, что существует как научный так и практический запрос на комплексное исследование профессионального самоопределения, становления личности в профессиональном труде на разных возрастных этапах.
Объект данной темы: процесс направленности личности как фактор профессионального самоопределения врача.
Предмет данной темы: психологические составляющие профессионального самоопределения врача.
Цель работы: в процессе работы выявить базовые компоненты и структуру профессионального самоопределения на разных его стадиях в профессии врача.
Гипотеза данной работы:
- процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом.
Задачи данной работы:
- выделить базовые компоненты процесса профессионального самоопределения личности
- изучить закономерности развития профессиональных способностей, обеспечивающих развитие операциональной стороны деятельности представителей разных профессий (на примере врача).
Одной из причин интереса к проблеме профессионального самоопределения является признание того, что оно является способом самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В. Петровский, Е.С. Романова, С.Л. Рубинштейн, G. Allprt, Ch. Buhler, A. Roe, D. Super и др.). Если понятие профпригодности означает как бы итог овладения профессией, то понятия профессионального становления и развития акцентируют ее процессуальную сторону.
По моему мнению личностный аспект профессионализации человека с упором на субъектную активность в осуществлении этого процесса в наибольшей степени реализован в терминах "профессиональное самоопределение" и "профессиональная самореализация". При этом второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее одну из стадий самоопределения личности в труде. Ключевым для нашего исследования мы считаем термин "самоопределение", рассматривая его не как состояние, итог, а как процесс. Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического подхода в профориентации и профконсультации. Суть этого подхода состоит в том. что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии. Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий. В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности) и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию (задатки, интересы, мотивы, способности и пр.), внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических.
Статьи по теме:
Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Основные определения агрессии ...
Я – концепция
Я-концепция - одно из базовых понятий гуманистической психологии, устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.
...
Обзор теоретических представлений об образе «Я» руководителя
Методологической основой изучения образа «Я» являются концепция смысловых образований личности, сформулированная группой учеников А.Н. Леонтьева, концепция интраиндивидной репрезентации личности, разработанная В.С. Мерлиным.
Центральное ...
Актуально о психологии