Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда - всегда привлекали внимание ученых и практиков.
По-прежнему острыми остаются проблемы профессиональной ориентации и консультации молодежи, находящейся на пороге профессионального выбора своего будущего, карьеры. Однако до сих пор, несмотря на критику, при построении профконсультации преобладает упрощенный "диагностический" подход, игнорирующий активность субъекта в выборе жизненного пути, навязывающий ему готовые решения, создающий условия для манипулирования человеком, выбирающим профессию. Таким образом можно констатировать, что существует как научный так и практический запрос на комплексное исследование профессионального самоопределения, становления личности в профессиональном труде на разных возрастных этапах.
Объект данной темы: процесс направленности личности как фактор профессионального самоопределения врача.
Предмет данной темы: психологические составляющие профессионального самоопределения врача.
Цель работы: в процессе работы выявить базовые компоненты и структуру профессионального самоопределения на разных его стадиях в профессии врача.
Гипотеза данной работы:
- процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом.
Задачи данной работы:
- выделить базовые компоненты процесса профессионального самоопределения личности
- изучить закономерности развития профессиональных способностей, обеспечивающих развитие операциональной стороны деятельности представителей разных профессий (на примере врача).
Одной из причин интереса к проблеме профессионального самоопределения является признание того, что оно является способом самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В. Петровский, Е.С. Романова, С.Л. Рубинштейн, G. Allprt, Ch. Buhler, A. Roe, D. Super и др.). Если понятие профпригодности означает как бы итог овладения профессией, то понятия профессионального становления и развития акцентируют ее процессуальную сторону.
По моему мнению личностный аспект профессионализации человека с упором на субъектную активность в осуществлении этого процесса в наибольшей степени реализован в терминах "профессиональное самоопределение" и "профессиональная самореализация". При этом второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее одну из стадий самоопределения личности в труде. Ключевым для нашего исследования мы считаем термин "самоопределение", рассматривая его не как состояние, итог, а как процесс. Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического подхода в профориентации и профконсультации. Суть этого подхода состоит в том. что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии. Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий. В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности) и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию (задатки, интересы, мотивы, способности и пр.), внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических.
Статьи по теме:
Особенности общения со сверстниками
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отн ...
Ситуации взаимодействия и их стили
В психологии управления существует много классификаций ситуаций взаимодействия.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие ...
Показания к применению групповой и индивидуальной психокоррекции
Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.
В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с ...
Актуально о психологии