под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.
факты поведения
Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл, Наконец, это поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.
Психол П возникла в начале 20 в после кризиса в психол (произошла смена предмета психол). Им стало не сознание – Вундт, а П чел – основоположником был Джон Уотсон. Направление получило название – бихевиоризм. Он считал, что психол должна изучать не сознание, а П чел, т.е. внешн проявления психич деят-ти чел. Он утверждал, что сознание не входит в категорию научных понятий, т.к. не существует научных методов изучения сознания. Научный метод должен быть объективным (не зависеть от экспер-ра) и воспроизводимым. Факты П: 1. Все внешн проявления физиол процессов – поза, мимика, интонации, взгляды, мышечное напряжение и др.; 2. Отдельные движения и жесты – кивок, подталкивание, сжимание руки и др.; 3. Действия как более крупные акты П, имеющие опред смысл – просьба, приказ и др.; 4. поступки – еще более крупные акты П, кот имеют общественное или соц значение, связанное с нормами П. В научных понятиях Уотсона П – это система р-ций. Для его изучения, он предлагал расчленить П на простейшие поведенческие р-ции. Предлагал изучить св-ва и посмотреть, как на основании этих р-ций формируются более сложные акты П. Он считал, что поведенческая р-ция подходит под формулу S (стимул) – R (р-ция). Он объявляет отношение S – R единицей П и ставит задачи:
1. выявить и описать типы р-ций
2. исследовать процесс их образования
3. изучить законы образования сложного
4. по стимулу предсказывать р-цию (П) и наобор, по р-ции заключать о вызвавшем ее стимуле
В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по 5 предсказывать R, а по R заключать об S. бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека.
Дж. Уотсон выделяет реакции врожденные и приобретенные. Типы р-ций:
Врожденные – чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения и др.
Приобретенные. Уотсон обращается к работам И.П. Павлова и Б.М. Бехтерева и принимает концепцию усл рефл-сов в кач-ве естественнонаучной базы психол теории. Все новые р-ции приобретаются путем обусловливания. Схема образования усл рефл-са: безусл стимул (Sb) вызывает безусл р-цию (Rb). Если безусл стимулу предшествует действие нейтрального усл стимула (Sy), то через некот кол-во сочетаний нейтрального и безусл стимулов действие безусл стимула оказывается ненужным: безусл р-цию начинает вызывать усл стимул.
Образование усл р-ций по Уотсону: сложные р-ции образуются путем образования комплексов безусл р-ций (первый безусл стимул вызывает первую безусл р-цию, второй – вторую, третий – третью; а потом все безусл стимулы заменили на один усл стимул (А), в рез усл стимул вызывает сложный комплекс р-ций). Все чел действия и есть, по мнению Уотсона, сложные цепи, или комплексы р-ций.
Если усл стимул сочетается с безусл, то происходит новая р-ция.
S1 – R1, S2 – R2, S3 – R3, далее S1, S2, S3 – заменили на A, в итоге А – R1, R2, R3
Статьи по теме:
Причины, критерии и виды девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физичес ...
Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизн ...
Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические мето ...
Актуально о психологии