Общая характеристика способностей. Виды способностей.

Материалы » Основы психологии » Общая характеристика способностей. Виды способностей.

Страница 4

В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты.: -анатомо-физиологические задатки; - сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; - интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; - эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации их искусственное поддерживание; - высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин - структура творческой одаренности. Проявление одаренности можно представить через: - доминирование интересов и мотивов; - эмоциональную погруженность в деятельность; - волю к решению, к успеху; - много вариантность решений; - общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; - понимание сущности проблемы, задач, ситуации; - изобретательность, находчивость; - быстроту решений, оценок, прогнозов.

Проблема развития способностей. Роль наследственных механизмов. Факты, свидетельствующие о врожденности способностей: 1. их раннее появление; 2. повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях); 3. корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот - 0,8 - 0,9; у дизигот - 0,4 - 0,5) использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупых» стало еще тупее) Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях: 4. деятельность выдающихся педагогов; 5. факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей; 6. экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Роль среды и социального окружения.

Перед Y очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Индивид. Социализация
Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая нас ...

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма ...

Проксемика (личная территория)
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собст ...