Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Материалы » Основы психологии » Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Страница 3

Эта социальная ситуация развития требует особой деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы теоретичны, абстрактны, с которыми надо научиться действовать.

Личность развивается так же под влиянием учебной деятельности: ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязательных истин, происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального. Интенсивно развивается рефлексия на себя и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Притязание на признание среди близких среди близких, сверстников и учителей побуждает ребенка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости или стыда. Развиваются нормы поведения, нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и происходит и усвоение обязанностей. Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам, ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В школе происходит перестройка всей системы отношений ребенка к людям, здесь осуществляется социогенез высших форм поведения, т.к. для ребенка в учителе воплощаются требования общества.

Младшие школьники постепенно овладевают своим поведением, начиная уже более сдержано выражать свои эмоции. Появляются новые оттенки в выражении чувств – ирония, насмешка, сомнение. Развивается эмоционально-ценностоное отношение к окружающему, развитие глубины и сложности чувств, развитие высших чувств (эстетических, эмпатии, сочувствия, сопереживания, товарищеские, социальные). В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем, его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Понятие социальной адаптации
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании. Адаптация – (от лат. adaptatio – прилаживание, приноравливание) – приспосо ...

Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, ...

Типы неполных семей
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория – так называемые функциональные неполные семьи. В этой группе двое родителей, но професс ...