Коммуникативная сторона общения

Страница 1

Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, происходит обмен.

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи.

Так, выделяют прямую и косвенную связь.

Косвенная обратная связь

- это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Эта формальная обратная связь. Для этого обычно используют различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции, к которым партнер не готов. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно ему хочет сказать реципиент.

Прямая и обратная связь

, когда информация поступает от реципиента в открытой, недвусмысленной форме. Это искреннее, непосредственное общение.

Коммуникативное общение

может быть представлено двумя уровнями:

· Вербальный уровень

- в качестве средства передачи информации используется речь, как уникальное знакомое средство, выработанное в процессе культурно-исторического развития.

· Невербальный уровень

включает в себя жесты, мимику, пантомимику, тембр голоса, его диапазон, тональность, поза, смех, кашель, плач, вздох, организация пространства, дистанция между партнерами по общению в момент общения.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.

Трансактный анализ

– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия

Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.

В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.

Главная цель теории (теория РДВ)–оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.

Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.

Каждый человек был когда-то ребенком.

Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.

Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.

В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:

Я – «Дитя»;

Я - «Родитель»;

Я- «Взрослый».

В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.

«Дитя»

- зависимое, подчиняемо и безответное существо.

«Родитель»-

независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.

«Взрослый»

- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми

«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.

Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).

Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.

В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.

Эрик Берн выделил четыре жизненных сценария, которые программируются в детском возрасте:

Я плохой – ты хороший. Заниженная самооценка, человек – неудачник. В ранней ситуации невозможно нормальное развитие личности. Во всех своих неудачах человек винит только себя.

Я хороший – ты плохой. Эгоисты с завышенной самооценкой, надменны, проявляют неуважение к другим людям, склонны обвинять всех окружающих.

Я плохой – ты плохой. Человек подавлен, нахдится в агрессивной ситуации. Меня не принимают, и я никого не принимаю. Человек, который мало получает внимания. Эта позиция уничтожает самого человека.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Типологии темперамента
Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компон ...

Взаимодействие членов коллектива в процессе общения
В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение спосо ...

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...