Роль творчества в жизни человечества постоянно повышается. С одной стороны, совершенствование техники ведет к повышению доли умственного труда по сравнению с физическим. С другой стороны, появление компьютеров приводит к перераспределению акцентов в самой структуре умственного труда. Наиболее рутинные элементы (вычисления, обработка текстов и т.д.) передаются компьютеру, в то время как силы человека высвобождаются для неалгоритмизируемой деятельности. В международном разделении труда производство инновационного продукта становится показателем развитости страны и в значительной степени определяет национальное богатство. Показателем в этом плане является разворачивающаяся между ведущими странами мира «борьба за мозги».
Для понимания природы творчества также проводится анализ системной связи между психологическими характеристиками когнитивных, личностных и эмоциональных процессов, лежащих в основе творчества, и физиологическими процессами, реализующими их.
Моделью творческого процесса, наиболее глубоко исследованной в работах Института, является детское словотворчество. В работах лаборатории осуществляется выявление общих закономерностей творческого процесса на материале продуцирования речи. На базе сопоставления данных анализа детского словотворчества с описаниями творческого акта на другом материале описываются общие характеристики, присущие словесному творчеству.
Проводится оценка индивидуальных личностных свойств по электрическим потенциалам мозга. Производится исследование субъективной оценки психологических особенностей и осуществляется сопоставление этой оценки с объективными электрофизиологическими показателями.
Важной сферой проявления творчества является искусство
Когнитивные основы творчества
Одним из наиболее важных процессов в этом плане является интеллект, который в рамках проводимых работ рассматривается под углом структурно-динамической теории. Эта теория предлагает свой подход к проблеме соотношения интеллекта и снимает ряд парадоксов, связанных с соотношением реальных творческих достижений, психометрического интеллекта и креативности. Исследования связи реальных достижений с показателями психологических инструментов, находящихся в распоряжении психологов, является важным практическим моментом.
Другим когнитивным процессом, который подвергается исследованию в лаборатории, является кратковременная и сенсорная память, которые изучаются в рамках теории динамической памяти.
Творчество и интеллект в социальном контексте
В рамках этого направления осуществляется выявление специфических и общих закономерностей познания человеком социальной действительности. Также осуществлено описание взаимодействия вербализованного и невербализованного типов репрезентации знания в социальном познании. Дальнейшая перспектива состоит в исследовании социальной и эмоциональной креативности и разработке методов ее оценки. Социальная и эмоциональная креативность является новым понятием, традиционно используются понятия социального и эмоционального интеллекта. В то же время дивергентное мышление как основа креативности в социальных взаимодействиях является, вероятно, не менее важным феноменом, чем мышление конвергентное, лежащее в основе интеллекта. Люди во взаимодействии с другими людьми не только анализируют ситуации, они изобретают новые возможности общения, способы выражения своих эмоций и т.д.
Программа работ в этой области предполагает разработку методов диагностики социальной и эмоциональной креативности. На основе этих методов будет изучена прогностическая способность этого понятия в отношении успешности в различного вида социальных взаимодействиях.
Лаборатория располагает в настоящее время аппаратурной базой, позволяющей проводить ряд специальных экспериментальных исследований. Аппаратурная база включает комплекс, предназначенный для снятия ЭЭГ, в том числе программное обеспечение, разработанное в лаборатории, аппаратуру для измерения КГР, а также ряд разработанных в лаборатории компьютерных методик для оценки когнитивных особенностей испытуемых.
Статьи по теме:
Общие проблемы малой группы
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Возникновение малой группы обусловлено ...
По характеру восприятия.
Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Глаза, рот, нос, уши и кожа – наша единственная точка соприкосновения с окружающей действительностью. Мир представляет собой бесконечное ра ...
Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную свя ...

Актуально о психологии