На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказывается время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того, как сформировалась речь, приводит к ее недоразвитию. Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенных болезней: гриппа, скарлатины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные, заботливые родители стремятся не допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей.
Если у ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимо направить в специальное учебное заведение.
При легких степенях тугоухости дети обычно посещают общую школу, а учителя помогают ребенку развивать речь, консультируясь с логопедом.
В работе со слабослышащим ребенком необходимо учитывать следующее. На любом уроке ребенка надо сажать ближе к учителю, так, чтобы малыш всегда видел его лицо. Разговаривать с ребенком следует четко, не спеша, громко, но не крикливо и от него самого необходимо требовать громкой и отчетливой речи. Надо приучать его к основным навыкам чтения с губ. Для этого можно использовать следующую игру. Учитель показывает несколько картинок (3—4), четко называя каждую; при этом ребенок должен видеть его артикуляцию. Затем учитель тихо (почти беззвучно) называет картинки, а ребенок их показывает.
На уроках музыки ребенка надо сажать ближе к музыкальному работнику. Нельзя забывать о том, что пение и слушание музыки, песен очень полезны для него. Надо приучать ребенка слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их.
От правильного подхода к слабослышащему ребенку во многом зависит его дальнейшее речевое развитие.
Заикание
При заикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Заикание легче предупредить, чем лечить. Беседы учителя с родителями о правильном воспитании имеют большое значение в предупреждении возникновения заикания у детей. Учитель вовремя может заметить все недостатки воспитания ребенка в семье и дать родителям полезные советы.
Не следует разрешать часто и длительно смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
Статьи по теме:
Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещ ...
Невроз страха и тревожного ожидания
Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболее распространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить как негативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определенными событиями и как бы п ...
Предпосылки возникновения психологии в Германии
Базовой идеей культуры XVII века - как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественны ...
Актуально о психологии