Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Материалы » Национально-психологические особенности этноса » Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Страница 3

Однако стереотипизация не тождественна категоризации:

во-первых, она все-таки не абсолютно неизбежное последствие категоритизации:

мы можем идентифицировать индивида — на основе «объективных» свойств — как члена категории, но не приписывать ему ни единого стереотипного качества. Человека могут категоризовать как русского, так как он родился от русских родителей и живет в России, но воспринимать нетипичным, «нестереотипным» русским.

во-вторых, следует учитывать, что стереотипизация есть последствие категоризации социальных объектов, которая отличается от категоризации объектов физического мира воздействием на нее отношений между группами. Так, в современной психологии социального познания главную, а иногда и единственную, функцию стереотипизации видят в когнитивной экономии, обеспечивающей индивидов максимумом информации при минимальном когнитивном усилии. Предполагается, что человек выбирает стереотипизацию, так как она требует от него меньше когнитивных ресурсов, чем индивидуализация. Иными словами, стереотипы в процессе социального восприятия избавляют индивидов от суровой необходимости реагировать на непостижимо сложный социальный

мир.

Однако межгрупповая дифференциация представляет собой функцию более общую, чем поддержание позитивной групповой идентичности.

Во-первых, хотя внутригрупповой фаворитизм был выявлен у большинства групп, как уже отмечалось, встречаются и проявления внешнегруппового фаворитизма. Во многих исследованиях было показано, что одним из главных факторов возникновения такой тенденции является различие в социальном статусе групп. Низкостатусные группы, прежде всего этнические меньшинства, могут признавать существующие статусные различия в обще­ние или соглашаться с относительно более низким положением своей группы. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы.

Во-вторых, и без предпочтения чужой группы в стереотипах индивидов, поддерживающих высокую степень идентификации с этнической группой, не всегда проявляется мотив сохранения позитивной идентичности.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереоти­пии выделяют их эмоционально-оценочный характер. Начиная с Линпмана в социальной психологии долгое время акцент делался именно на эмоциональных аспектах стереотипов. Но с середины 50-х годов под прямым влиянием идей когнитивизма исследователи начинают все более пристальное внимание обращать на их когнитивный компонент. Однако в наше время считается неправомерным выделение стереотипа исключительно в когнитивную сферу, отрицание его эмоционально-оценочной окраски. Достаточно широко распространено мнение, что с когнитивным ядром стереотипов неразрывно связаны разнообразные аффективные реакции, включая ненависть, симпатию, страх и т.п. Под аффективным компонентом стереотипов понимается ряд предпочтений, оценок, настроений и эмоций, но признается, что эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики.

Другим важным свойством этнических стереотипов считается устойчивость и даже ригидность к новой информации.

Стереотипы могут быть сломаны очень быстро, о чем, и в частности, свидетельствует изменение к худшему стереотипов американцев в Австралии во время войны в Персидском заливе. Более того, результаты данного исследования свидетельствуют, что на изменения стереотипов оказывают влияние только реальные межгрупповые отношения, но и особенности процесса межгрупповой дифференциации. Стереотипы американцев ухудшались при сопоставлении их со своей группой (австралийцами), а также с китайцами и русскими, но не с иракцами.

Еще одно свойство социальных стереотипов — согласованность. Существовало две гипотезы, объясняющие причины согласованности стереотипов: гипотеза предубеждения, согласно которой консенсус отражает единообразную предвзятость части индивидов, и гипотеза невежества, согласно которой консенсус вытекает из недостатка личных контактов со стереотипизируемой группой, иными словами, из широко распространенного невежества. В последние десятилетия традиционные гипотезы, объясняющие согласованность стереотипов, были отброшены, но вместе с ними многие авторы, считая их согласованность химерой и игр воображения исследователей, отказались и от рассмотрения консенсуса в качестве обязательной и необходимой характеристики стереотипов. В некоторых работах утверждается, что критерий консенсуса является не просто ограниченным, а излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Операции мышления
Операции мышления представляют собой: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация. Рассмотрим операции мышления более подробно. Установление сходства и различия между предметами представляет собой сра ...

Кинетический фактор
Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи ...

Леворукость как физиологическая особенность
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолист ...