Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

Материалы » Национально-психологические особенности этноса » Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

Страница 3

2. Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни.

3. Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничений для «пришлых».

По формам проявления этнические конфликты могут быть:

- насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки).

- ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени — долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.

Этнические конфликты можно считать практически неизбежным следствием самого факта существования и развития многонационального государства

В качестве инициаторов начинающегося этнического конфликта всегда выступают лидеры этнических общностей (очень часто стоящие во главе национального движения), преследующие цель изменить существующую в данный момент ситуацию в интересах обеспечения более справедливого, с их точки зрения, учета национальных интересов их народа.

Психология обычно различает несколько стадий этнического конфликта.

1. Противоречия, возникающие между национальными группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за территорию, власть, престиж, получили название конфликтной ситуации.

2. Имеющиеся социальные противоречия, хотя и играют решающую роль среди причин возникновения этнических конфликтов, не всегда приводят напрямую к развитию последних. Нужно, чтобы противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имели соответствующую мотивацию поведения. Так наступает стадия осознания конфликтной ситуации

3. Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии. В это время этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию или эскалации, что может привести даже к этнополитическим войнам.

4. Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут и «тлеть» очень долго. В любом случае в это время имеет место их последняя стадия, получившая название урегулирование, или нейтрализация конфликта.

Урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных его участников баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.

Урегулирование в полном смысле слова практически возможно только в случае конфликтов по культурно-языковым причинам, да и то лишь при том условии, что требования со стороны, как правило, этнического меньшинства признать его права на более широкое, чем прежде, использование своего языка и культурных символов в общественных местах не вызывают резкого неприятия у большинства представителей местного

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Классификация психодиагностических методик
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например фи ...

Особенности деятельности не слышащих детей
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности в формировании движений в связи с нарушением слухового анализатора, которому принадлежит ведущая роль в контроле за точностью, ритмичностью, скоростью движений. Кроме того, замедленность ...

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности. В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, ...