Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Материалы » Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности » Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Страница 5

Магжан Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа.

Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.

Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”.

Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности.

“Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.

Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”.

Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания – в формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности.

Факторами нравственного воспитания считает:

* Морально – психический климат семьи;

* Влияние друзей;

*воздействие педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание нравственному воспитанию детей уделяли казахские педагоги и писатели, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие.

Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
Голландские психологи Хейманс, Е. Вирсма и Р. ЛеСенн в основание своей типологии положили три психологические характеристики, называемые основными элементами характера: 1) Активность – пассивность характеризует проявления деятельности во ...

Акцентуации характера у подростков
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже ...

Взаимодействие членов коллектива в процессе общения
В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение спосо ...