(Нравс.ред. Каирова.(189\37-44))
Многие казахские ученые –просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитанию молодежи.
Суть нравственных идеалов Чокана Валиханова – в борьбе против общественного и нравственного зла в казахском обществе, в осуждении лживой и дикой морали общественной знати, утилитарного использования ими в достижении своих эгоистических целей, первичность понятий “совесть”, “справедливость”, “долг” и др., в борьбе против ханжеской религиозной морали. Путь развития нравственного самосознания казахского народа – в его просвещении. Чокан Валиханов справедливо утверждал: “только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства”.
Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога –просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского писателя. И можно смело утверждать, что вся эта многогранная деятельность великого человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.
Одна из основных тем хрестоматии Ибрая Алтынсарына – призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека.
Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”.
Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”.
В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.
Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа.
Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.
Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе Абай обогащал своими пони маниями долга и ответственности за все, что происходит вокруг него.
Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.
Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.
Статьи по теме:
Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - ме ...
Определения понятий и категорий проблемы
Начать рассмотрение проблемы управления целесообразно с рассмотрения понятий и определений, без понимания которых невозможно ясно и четко уяснить существо вопроса.
Первая, наиболее важная группа источников, в которой даются определения я ...
Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс ...
Актуально о психологии