Сознание и бессознательное

Материалы » Общее понятие психологии » Сознание и бессознательное

Страница 2

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью, т.к. деятельность - система взаимодействия субъекта с миром.

Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, таким образом, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направление, т. е. определяет ее цели и задачи. Цель - осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача - заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя: требования или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели.

Так же следует отметитить, что мотивы тесно связаны с потребностями - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребности человека делятся на биологические, органические и социальные. Как правило, человек совершает много отдельных действий. И эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее - особенной деятельностью, или особенным видом деятельности.

Кроме практической деятельности, т. е. видимой для сторонних наблюдателей, есть и внутренняя деятельность. Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней, заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат. Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней (практической) - путем интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат. Так, например человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Проработав их на практике, человек может воспроизводить их в уме. Стоит отметить, что классифицировать все виды деятельности вряд ли возможно, однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности: игра, учение и труд.

Игра - особый вид деятельности, результатом которого становится не производство какого-либо материального или идеального продукта. Ее цель-получение отдыха. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек. Групповые - включают в себя несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Определения понятий и категорий проблемы
Начать рассмотрение проблемы управления целесообразно с рассмотрения понятий и определений, без понимания которых невозможно ясно и четко уяснить существо вопроса. Первая, наиболее важная группа источников, в которой даются определения я ...

Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Общая модель Солсо Этапы обработки информации по Р.Л. Солсо. Изучение человеческого познания мы начинаем с обнаружения сенсорных сигналов потому, что это начальный этап обработки информации, и еще потому, что элементы этого этапа относит ...

Коммуникативная сторона общения
Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В усло ...