Личность подростка

Страница 1

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строений личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.).

Новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» как особая форма самосознания. По Д.Б. Эльконину, «чувство взрослости» есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Хотя претензии на взрослость часто бывают нелепыми, а образцы для подражания не лучшими, ребенку необходимо пройти через такую школу отношений, примерить на себя различные социальные роли, найти свою нишу в системе личностных взаимоотношений. Если на основе чувства взрослости подростку удается развернуть новую ведущую деятельность интимно-личностное общение, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором совершается отрицание взрослости, благодаря переориентации на себя. Подросток осознает: я не взрослый, и именно поэтому ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, характерные для юношеского возраста. [10; c. 85].

Необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность подросткового возраста – его личностную нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом.

Анна Фрейд отмечала: «Подростки считают себя центром Вселенной, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера».

В начале подросткового возраста, примерно в 11 – 12 лет, у подростка возникает интерес к своему духовному миру. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. В этот период формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Противоречивость его положения, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний – все это актуализирует процесс самосознания. Познать себя ему помогают окружающие, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и различия. Образы. «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни, но сочетание их еще негармонично. Отдельные черты диссонируют. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. [14; c. 45]

Открытие своего внутреннего мира – радостное и в то же время драматическое переживание. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Происходит осознание своей уникальности, неповторимости и вместе с этим чувство одиночества. Подростковое «Я» расплывчато, оно нередко переживается как ощущение внутренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Модели психокоррекции
В практике ПК работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная психокоррекция. Общая модель коррекции - это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящ ...

Эвстресс и дистресс. Роль поисковой активности в профилактике дистресса
Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты ...

Управляющая роль руководителя
Касаясь содержания работы руководителя высшего звена, Минцберг определяет роль руководителя как «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»1. В своих работах Минцберг выделяет ...