У левшей нет четких представлений о пространстве, где правая, а где левая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркальности». Наибольшие сложности у леворуких детей возникают при овладении навыками ассиметричных видов деятельности: чтения и письма, так как письмо осуществляется только одной рукой, а читают слева направо. Кроме того, форма большинства букв ассиметрична.
Буквы и цифры они могут писать в любом направлении: Галя – ялаГ. Частота зеркального отражения у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркальности на письме и при чтении встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение проявления зеркальности и полное исчезновение её наблюдается обычно после 10 лет, так как этот феномен связан, как правило, с функциональной недостаточностью мозолистого тела, а к этому возрасту заканчивается его формирование. В мире левши читать, писать, рисовать, считать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. В связи с этим, учить писать буквы и цифры левшу лучше через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже написанные буквы и цифры.
Дети-левши часто путают действия сложения и вычитания, например: 31-15=46, 21+5=16, поэтому в школе кроме таблицы умножения и деления левша должен выучить и таблицу сложения и вычитания. Хотя есть примеры, когда ребенок в 6 лет с легкостью овладевал математическими приемами 2-3 класса, решая сложнейшие головоломки, потому что сочетания цифр и уравнений казались ему необычайно красивыми. Также тяжело даются левшам сравнения «больше-меньше», тем более если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они имеют пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям необходимы дополнительные занятия на освоение пространства, на умение анализировать на бытовом уровне понятия «больше-меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.
На занятиях физкультурой леворуким детям трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. Поэтому на некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.
У левши самый высокий уровень самоконтроля и ни у кого больше нельзя увидеть таких упорных попыток аутокоррекции, как у левшей.
Левши чаще совершают ошибки в стрессовых ситуациях, но и они же составляют 20% всех талантливых людей.
Функциональная особенность левшей – сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.
В завершение главы можно привести совет для родителей, который
дает кандидат медицинских наук В.Брагинский: «Если у вашего ребенка леворукость, то родителям не надо подчеркивать его отличие от сверстников, а, напротив, необходимо всячески подбадривать, хвалить малыша. С годами, естественно, он сам заметит свои особенности, но к этому времени он научится достаточно умело приспосабливаться к жизни» [1; 40].
Называя, в основном, недостатки и трудности в развитии левши, нельзя не отметить виды деятельности, в которых эти дети успешны. Так, у леворуких детей хорошее чувство ритма. На занятиях спортом они успешны, когда надо чувствовать партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход.
Статьи по теме:
Наблюдение
в изучении межличностного
общения
Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественным и качественным анализом и интерпретацией данных.
Фиксирование может осуществляться в специально заготовленны ...
Виды мышления. Логические операции процесса мышления
Наглядно-действенное
мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное
мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на предст ...
Взаимодействие членов коллектива в процессе общения
В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение спосо ...

Актуально о психологии