Общественная идеология

Страница 1

Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.

В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.

Так, идеология эксплуататорских классов в своих теориях оправдывает угнетение и социальную несправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делу освобождения этого класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служит делу построения коммунистического общества. Идеологии эксплуататорских классов по своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время как идеология рабочего класса – марксизм-ленинизм – носит научный характер. Научную идеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения в умы широких масс народа.

Относительно внесения марксистско-ленинской идеологии в сознание масс следует заметить, что необходимость его сохраняется и в условиях социалистического и коммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем возникновении имела материальную основу – положение пролетариата в капиталистической системе на том этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношения вступили в конфликт с возникшими при капитализме новыми производительными силами. Пролетарская идеология сложилась как идеология революционного, коммунистического движения. С победой социалистической революции основу развивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения. Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем не является непосредственным отражением условий жизни общества, положения масс, поэтому перед обществом всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознание людей.

Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества – и, во - вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии.

Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии.

Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии.

Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...

Эмоционально–волевая сфера личности
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к само ...

Теория инстинктов
Сила Оно выражает истинное значение жизни индивидуального организма, которое состоит в удовлетворении его природных потребностей. Никаких соображений относительно сохранения своей жизни или защиты от опасности посредством беспокойства Оно ...