Структура – это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.
Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.
1. Психологические особенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.
2. Психологические особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т. п.
3. Психологические особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).
4. Психологические особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры, моторостроители, нефтяники и т. п.).
5. Психологические особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).
Психология людей любой из названных групп (большой или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:
1. Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие и леность, агрессивность и конформизм и другие.
2. Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а также атракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности и т. п.).
3. Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).
4. Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.), еще не ставшие характерными чертами группы.
Статьи по теме:
Групповое психоконсультирование
Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и предложил один из наиболее эффек ...
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...
Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...

Актуально о психологии