Общественная психология – это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологических явлений:
· психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции);
· эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т. д.);
· социально-психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.).
Однако названные группы духовных явлений не исчерпывают содержания психологии.
Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней. Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды, прежде всего, по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело с убеждениями людей (целых групп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде; главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет, как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии.
Важнейшая особенность общественной психологии состоит в том, что она выражает состояние сознания социальных групп и их отношения к действительности. Под термином «состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния (например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы, свойства личности, устойчивые черты психического склада групп, общностей (например, коллективизм, традиции, взгляды и т. д.).
Как считает А. К. Уледов, процесс убеждения включает в себя не только логику, аргументацию, но и сомнения, чувства, отношения доверия или недоверия[1]. Пропаганда возможна только путем установления социально-психологических контактов, посредством механизмов, позволяющих преодолевать барьеры и внедрять идеологию в сознание людей, превращать знания в убеждения. Социально-психологические механизмы воздействия общественной психологии на человека общи, хотя влияние общественной психологии на идеологию, на взгляды людей осуществляется преимущественно с помощью механизмов внушения, а идеологии на общественную психологию – механизмов убеждения. В пропаганде необходимо учитывать диалектику психологии общества, коллектива и личности.
Все видные марксисты, будь то Антонио Лабриола или Август Бебель, Роза Люксембург или Г. В.Плеханов, пропагандируя и развивая исторический материализм, старались как можно конкретнее представить механизм, каким осуществляется закон: «общественное бытие определяет сознание». И поэтому все они с величайшим вниманием всматривались в нечто на первый взгляд неуловимое, но занимающее необходимое место в этом механизме – в общественную психологию.
Статьи по теме:
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
Иванов Николай Яковлевич - научный сотрудник отделения подростковой психиатрии. Основное направление научных исследований: патохарактерологическая диагностика акцентуаций характера и психопатий в подростковом возрасте, научная информатика ...
Подростковый возраст. Общая характеристика возраста
Подростковый возраст и его хронологические границы долгое время вызывали и продолжают вызывать вопросы исследователей. В существующих классификациях нет однозначного определения границ подросткового возраста. Тем не менее, традиционно под ...
Закономерности развития мотивационной сферы личности
Основные закономерности развития мотивационной сферы человека состоят в следующем:
1. Взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов мотивационной сферы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целос ...
Актуально о психологии