Общественная идеология

Страница 3

Но, если говорить строго, развитие тенденций общественной психологии нельзя оторвать от обратного воздействия идеологий, поэтому явное несоответствие некоторой идеологии реальной жизни становится заметным только в самом конце жизни соответствующей тенденции общественной психологии.

После того как некоторая существенная тенденция общественной психологии умирает, умирает и становится анахронизмом соответствующая ей идеология: она продолжает жить лишь на бумаге и в речах её апологетов, а в сердцах и умах большинства людей отклика не находит и, поэтому, перестаёт быть побудительным мотивом их действий. В этом случае можно сказать, что идеология себя исчерпала. Именно исчерпала, а не устарела: идеология умирает, не старея, так как её истинная часть – познанные закономерности природы и общества – живёт вечно.

Следует отметить ещё один важный момент. Выше было сказано, что общественная психология имеет своей главной причиной общественное бытие, и это действительно так. Однако искать, в свою очередь, причины идеологий в общественном бытие было бы неправильно, так как в готовом виде они там не содержатся.

Дело в том, что любая идеология не может быть всеохватывающей и глобальной, то есть увязанной со всеми существенными тенденциями общественной психологии. Напротив, она всегда ограничена, то есть отражает только одну, или некоторые из них

В свою очередь, любая тенденция общественной психологии возникает не только как результат непосредственного отражения общественного бытия данной эпохи в сознании некоторых людей, но и как результат отражения общественного сознания в сознании этих людей.

В силу этого необходимо и целесообразно любую тенденцию общественной психологии рассматривать как результат непосредственного воздействия на людей материальных (главных) причин из общественного бытия данной эпохи и идеальных причин, исходящих из сферы общественного сознания.

Первичное, непосредственное воздействие общественного бытия на общественную психологию может быть, в значительной степени, познано идеологом, и, в этом смысле, он может, в значительной степени, объяснить, почему возникла и сформировалась та или иная тенденция общественной психологии, но вторичное воздействие общественного бытия – через общественное сознание – на формирование этой тенденции познать и объяснить полностью нельзя: на низшей ступени общественного сознания возникает мощный, не предсказуемый идеальный фактор, который принимает активное участие в формировании тенденций общественной психологии и вносит неопределённость в процесс этого формирования, причём эта неопределённость является принципиально не устранимой.

Хорошо известно, что человек не машина, и его поведение не детерминировано строго общественным бытием, то есть зависимость общественной психологии от общественного бытия данной эпохи является не жёсткой.

Можно сказать, что одна и та же информация, идущая из материального мира, при прочих равных условиях, перерабатывается в сознании отдельных людей, вообще говоря, не адекватно и претерпевает в головах этих людей качественный скачок, величину которого предсказать нельзя.

Неоднозначное поведение человека можно объяснить наличием постоянного информационного «шума» (своеобразного невидимого и неслышимого идеального фона), исходящего из сферы общественного сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Организационная культура и мотивация персонала
Задача развития персонала решается более успешно, если мотивация сотрудников соответствует характеристикам организационной культуры (ОК), обеспечивающей сильные позиции компании в конкурентной среде бизнеса. Такое соответствие может дости ...

Социальные и психологические причины психогенных расстройств
Психотравмирующие раздражители, информация о семейных или любовных неприятностях, потере близких, крахе надежд, служебных неприятностях, предстоящем наказании за правонарушение, угрозе жизни, здоровью или благополучию. Раздражитель может ...

Подростковый возраст. Общая характеристика возраста
Подростковый возраст и его хронологические границы долгое время вызывали и продолжают вызывать вопросы исследователей. В существующих классификациях нет однозначного определения границ подросткового возраста. Тем не менее, традиционно под ...