Заключение

Страница 1

Данная работа посвящалась проблеме виляния организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.

На основе анализа психологических концепций адаптации личности (теория Ж. Пиаже, А. Бандуры, Л. Филипса, Г. Гартманна, А. Маслоу, К. Роджерса, А. А. Реана, А. А. Налчаджяна и др.), проведенного эмпирического исследования психологической адаптации молодого специалиста, можно заключить, что адаптация к профессиональной деятельности определяется множеством факторов.

Особенность адаптации молодого сотрудника к предприятию заключается в ее двойственности, во-первых, молодому человеку необходимо приспособиться к условиям, существующим в конкретной организации, а во-вторых, для него это также и адаптация к новому виду деятельности, деятельности профессиональной. Успешность первого опыта трудовой деятельности во многом определяет то, как будет складываться профессиональное становление молодого сотрудника в дальнейшем и является условием успешной профессиональной карьеры.

Исследователи выделяют следующие виды адаптации работников: профессиональная, социально-организационная, социально-психологическая, физиологическая. Последний вид адаптации мы не рассматривали в нашем исследовании. На основе существующих видов адаптации к профессиональной деятельности нами были разработаны критерии адаптации, позволившие выделить три группы сотрудников в зависимости от уровня их адаптации на предприятии: соответствие знаний и потенциала работника уровню сложности выполняемых задач, удовлетворенность содержанием выполняемой работы, включенность в неформальные межличностные отношения, планирование связать свое будущее с организацией, предложения по усовершенствованию способа выполнения своих профессиональных обязанностей, эмоциональная удовлетворенность тем, что сотрудник работает в данной организации, удовлетворенность выбранной специальностью.

В результате проведенного исследования было выявлено, что на успешность адаптации к профессиональной деятельности сотрудников влияют организационные условия, а так же личностные особенности самих молодых специалистов.

Было установлено, что наиболее важным организационным фактором, определяющим успешность адаптации молодого специалиста, является его удовлетворенность перспективами карьерного роста на предприятии. Чем больше сотрудник удовлетворен указанными перспективами, тем лучше он адаптирован на предприятии. Это согласуется с концепцией Б. Ливехуда, согласно которой в период ранней взрослости человек стремиться к постоянному развитию и накоплению профессионального опыта, самое худшее, что может случиться с человеком на этой фазе его жизни, по мнению автора, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое. С другой стороны, индивидуально-психологические особенности также влияют на успешность адаптации. Чем в большей степени люди убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, тем более высоким уровнем адаптации они характеризуются. Уровень осмысленности жизни сотрудника также влияет на успешность его адаптации. Чем выше уровень осмысленности жизни, тем лучше сотрудник адаптируется на предприятии.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Типичные негативные эмоциональные состояния
В последнее время особое значение приобретает проблема эмоционального неблагополучия детей, связанная с возникновением в эмоциональной сфере негативных переживаний. Ребенок в дошкольном возрасте осуществляет потребность в положительной о ...

Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом п ...

Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре Й.Шванцара объединяет психодиагностические мето ...