Три стадии проявления аффекта: на 1 стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности; на 2- перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями; на 3 стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.
Формы аффективного состояния страх (безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность), ужас (наивысшая степень страха), фобии (навязчивые, гипертрофированные представления об опасности - боязнь высоты и т.д.), гнев.
Фрустрация - конфликтное отрицательно эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.
В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).
В состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).
Чувства - это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства, сконцентрированного вокруг определенного вида деятельности или человека, называется страстью.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности.
Нравственные чувства — это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью. Нравственные чувства образу ют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Чувство долга — это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести — важнейший стимул у совершенствования личности. Чувство чести — это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Эстетические чувства - это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и осуществляет катарсис - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Эстетические чувства проявляются в переживании прекрасного и безобразного, комического и трагического.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с любопытством и любознательностью.
Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность — это устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля - это способность человека, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Статьи по теме:
Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и тд.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает налич ...
Общественная психология
Общественная психология – это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.
Общественная психология – ...
Подходы к изучению лидерства
Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспиты ...
Актуально о психологии