Свойства и виды эмоций

Материалы » Основные понятия психологии » Свойства и виды эмоций

Страница 1

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается отношение человека к явлению. Глубокие и неглубокие эмоции и чувства различаются в зависимости от значимости явления. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства - стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха - неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции - чувства.

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (приятное, нейтральное или неприятное), психическое отражение потребностных свойств объекта. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное органическое отвращение — идиосинкразия. Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству.

Эмоциональный отклик - эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональнымтонусом. Один из видов-синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей. Зависит отусловий воспитания.

Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Оно вызывается влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, отношениями между людьми, самочувствием и тд. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Настроение может быть положительнымили отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями - состояние расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей - толерантность.

Стресс - вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

Понятие стресса введено канадским ученым Г.Селье (1907—1982).Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. В развитии стрессового состояния он выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают, и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

Различается стресс физиологический и психологический. Психологический стресс делится на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим и демобилизующим (дист-ресс).

Впреодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности-интерналы (рассчитывающие только на себя), и экстерналы (на помощь других людей).

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных реакций.

При состоянии аффекта значительно нарушается сознательная регуляция действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Исследование
Исследование началось с опроса школьников, испытуемым была предложена методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга. Испытуемые ознакомились с девятью дилеммами. Основная идея обработки методике Колберга - оцен ...

Депрессивный стресс: предпосылки и развитие
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает ...

Пpoблема личности в гуманистической психологии
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 год ...