Понятие и классификация психических состояний

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие и классификация психических состояний

Страница 3

Неврозы - это срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния.

- Истерический невроз возникаете психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Повышенная тормозность коры у этих лиц обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излишней аффектации, длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративное поведения.

- Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости, истощении. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, индивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при неврозах сказывается в ослаблении ее интегрирующей функции, отдельные проявления психики приобретают относительную самостоятельность; это приводит к навязчивым состояниям.

- Невроз навязчивых состояний выражается в навязнивых чувствах, влечениях, представлениях и навязчивых мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями. Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливость, учащенность пульса) и неадекватным поведением. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться.

Фобии многообразны: нозофобия - страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия), клаустрофобия - боязнь закрытых помещений, агорафобия - боязнь закрытых пространств, айхмофобия - боязнь острых предметов, ксенофобия – боязнь всего чужого, социофобия – страх общения, логофобия – страх речевой деятельности в присутствии других людей.

Навязчивые представления - персеверации (упорство) - это цикличесюе непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания "лезет в голову").

Навязчивые влечения – непроизвольные нецелесообразные стремления (читать слова наоборот).

Навязчивое мудрствование-навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах ("какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки"?).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний – навязчивые сомнения (выключен ли утюг?).

В ряде остро критических ситуаций при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действия «противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти).

Навязчивые состояния возникают у людей со слабым типом нервной системы, при ослаблении их психики. Некоторые навязчивые состояния могу т быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Существуют навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения.

При навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспособным совершить те или иные действия (некоторые формы заикания, полового бессилия).

При неврозах ожидания опасности человек, переживший испуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.

Существуют невротические сценарии жизни, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Зрительная система
Зрительная система дает мозгу более 90% сенсорной информации. Зрение — многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку уникального периферического оптического прибора — глаза. Затем происходят возбуждение фоторецеп ...

Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тр ...

Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные). ...