Оценочные шкалы MMPI

Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал. Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным». Шкала «лжи» (L) – предназначена для оценки искренности обследуемого. Шкала достоверности (F) – создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемых), а также аггравации и симуляции. Шкала коррекции (K) – введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.Соотношения между этими показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.Собственной теоретической основы тест MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как "патологического" может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI "измеряется" не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности "профиля личности" влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI), данными о личности обследуемого.Неоднократно проводившийся факторный анализ данных опросника в различных группах (В. Далстром и Г. Уэлш, 1965; Ю.М. Забродин с соавт., 1987 и др.) позволил выделить наряду с другими факторы, близкие "невротизму" и "экстраверсии" (см. Айзенка личностные опросники; "Шестнадцать личностных факторов" опросник). Валидность теста, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности шкал, по данным В. Далстрома и Г. Уэлша, в различных группах обследованных колеблется от 0,05 до 0,86 и в среднем составляет 0,50-0,80. Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д.Важную роль при интерпретации "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы:D1 - субъективной депрессии; D2 - психомоторной заторможенности; D3 - физической слабости;D4 - психологической скованности; D5 - мрачной угрюмости.В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь.MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья - шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным ММРI и MMPI-2.В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в ММРI. В итоге снижается "демаркационная линия" подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2).

Статьи по теме:

Нарушение ощущений, восприятия, внимания
Ощущения – это отражение в сознании действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений. В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, ...

Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...

Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В р ...