Томас в 1924 г. задался вопросом: каково минимальное число потребностей человека? Отвечая на свой вопрос, он назвал 4: потребность в безопасности, признании, дружбе, новом опыте (ответ им был дан на основании изучения проституции среди молодежи).
Ю. Петер (1938) утверждал, что в ходе истории наиболее часто у людей вызывали соперничество следующие причины: средства к существованию, свобода, сексуальный партнер, вера (убеждения, идеалы).
Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). А.Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические, или биологические) и высшие - материальные и духовные (познавательные, эстетические, потребности в общении, труде).
Проф. Бестужев-Лада рассматривает несколько направлений классификации потребностей:
- генетическое (потребности природные, природно-приобретенные, социогенные);
- по сферам жизнедеятельности общества (потребности материальные, духовные, социальные, политические);
- по объекту удовлетворения (потребности институциональные, личностные);
- по субъекту удовлетворения (потребности общечеловеческие, групповые, индивидуальные);
- по сферам жизнедеятельности личности (потребности физиологические, интеллектуальные, психологические);
- по циклам (потребности суточные, годовые).
Среди потребностей индивида проф. Бестужев-Лада выделяет следующие:
1) самосохранения (питание, одежда, жилище, здоровье, секс);
2) самосоциализации (принятый высший стандарт питания, одежды, жилища, сексуальной жизни, моды, комфорта, физической привлекательности, принадлежности к определенной группе привычного образа жизни);
3) самоутверждения (коммуникация, социальные гарантии, статус, обеспечение, эффективность социальных институтов, дружба, любовь);
4) саморазвития (научно-техническое, общественно-политическое, художественно-эстетическое);
5) самовыражения (творчество, активность, деятельность).
Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:
- биологические (обеспечивают физиологическое функционирование организма);
- личностные (обеспечивают правильное развитие личности и полную ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жизни;
- индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркоманические болезненные, концептуальные (идеологический строй мысли).
Выраженность тех или иных потребностей личности позволяет говорить об ее потребностном профиле.
Иерархия потребностей
Потребности человека развиваются - расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, господствующий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.
Существует иерархия различных потребностей: от самых примитивных - до самых утонченных. Это показал Маслоу в своей иерархической теории потребностей. Причем высшие потребности, по мнению этого психолога, не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены.
Развитие потребностей идет в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физиологической и психологической), в привязанностях (любви, принадлежности к группе), в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности), когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.
Статьи по теме:
Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методу
В дошкольном отделении РРЦ по слуху и речи г. Нерюнгри ведётся как индивидуальная, так и фронтальная работа. Причём дети всё время занимаются на полу вместе с сурдопедагогом, поэтому педагог всегда в брюках. Это естественно для ребёнка. О ...
Физиогномика
Воспринимая другого человека, мы обращаем взор, прежде всего к его голове, к лицу, рассчитывая именно из этого источника получить наиболее важную информацию. Лицо человека хранит следы наиболее частых, типичных для него переживаний и мысл ...
Исследование психологической эффективности использования основных
геометрических форм в рекламе
Основным критерием психологической эффективности сегодня является, прежде всего, мнение автора разработки. Такой подход основан на предугадывании и поэтому не всегда продуктивен на практике. Так, например, многие оригинальные разработки ( ...
Актуально о психологии