Мотивы и мотивационные системы

Страница 4

Косвенный подход основан на заданиях, которые остаются для обследуемого неразгаданными в отношении их диагностического смысла. При этом испытуемый выполняет какое-либо задание, а исследователь судит о его мотивации по разного рода косвенным характеристикам. Например, широкое распространение получил способ «альтернативного выбора». Испытуемому ставится вопрос: какой бы работой он хотел заняться, причем дается два варианта ответа, один из которых предполагает индивидуальную, а второй — совместную работу. По характеру ответа можно сделать косвенный вывод о степени развития у субъекта социальных мотивов.

При проективном подходе испытуемому предъявляется неопределенный, многосмысловой материал и предлагается дать ему интерпретацию. По характеру последней судят о содержании, направленности и степени выраженности. Человек, стремясь восполнить неопределенность интерпретируемого материала, осмыслить его, как бы «проецирует» на него особенности своей психики в целом и мотивации в особенности.

Для диагностики мотивации используют следующие методики:

1) «Список личностных предпочтений» Эдвардса — методика, измеряющая силу потребностей; представляет собой анкету содержащую ряд утверждений, которые надо подтвердить или опровергнуть и которые являются в свою очередь индикаторами потребностей человека. Итоговый индекс выражает относительную силу потребности по отношению к другим потребностям;

2) «Опросник для измерения аффелятивной тенденции и чувствительности к отвержению» Мехрабиан — методика, измеряющая 2 мотива: страх отвержения и стремление к принятию; включает 2 вида шкал: позитивные ожидания при установлении контактов и негативные ожидания;

3) «Опросник измерения мотивации достижения»—методика, рассматривающая эмоциональную реакцию людей на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее; диагностирует мотивы людей, побуждающие их к действию. Так, для одних людей мотивом к действию является стремление к успеху, а для других — избегание неудач;

4) «Тематический апперцептивный тест» — проективный метод диагностики мотивации подростков, выявляющий потребность в эмоциональных контактах, достижениях, повиновении, избегании наказания, агрессии;

5) «Тест юмористических фраз» А.Г. Шмелева — проективный метод, в котором в качестве стимульного материала выступают 80 юмористических фраз. Метод позволяет быстро определить наиболее напряженные и фрустрированные потребности человека, которые являются источником его нервно-психического неблагополучия, и выбрать адекватное направление психотерапевтического воздействия;

6) «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» — методика, позволяющая выявить отношение человека к профессиям и структуру трудовой мотивации; не только осознанные, но и неосознаваемые, а также сознательно скрываемые мотивы, потребности, ценности и побуждения человека;

7) методика рисуночных метафор «Жизненный путь» — методика, диагностирующая специфику представлений человека о своей жизни и отношение к ней, позволяющая формулировать цели и планировать пути их достижения, а также выявить эмоциональное состояние человека, особенности его темперамента и характера, личностные проблемы;

8) «Hand-тест»—проективная методика, предназначенная для диагностики индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Социальный генезис: предпосылки и развитие
Сознание, согласно традиционным представлениям, осознаёт эриксоновский гипноз, в полном соответствии с основными законами развития человека. Конформизм неравномерен. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что импульс осознаёт когнитивный онтогенез ...

Гештальт-исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблем ...

Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Им разработана концепция "гуманистического психоанализа". По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но ...