Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимые условия для его нормального ф-ционирования. Виды: биол потреб-ти (потреб-ти организма), соц потреб-ти (потреб-ть в общении, сперва это потреб-ть в матери, близких, затем эта потреб-ть направляется на более широкий круг взрослых), познавательная потреб-ть (потреб-ть во внешн впечатлениях, уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия, исследуя их – в двухмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает инф-цию из внешн мира (прим с ребенок соской телевизором). 1) важная особ-ть: потреб-ть в контактах и познавательная потреб-ть в младенчестве тесно переплетены – взрослый – источник и контакта и познания 2) обе потреб-ти необходимые условия формирования чел на всех ступенях его развит. Связь потреб-ти с деят-тью: 2 этапа в жизни каждой потреб-ти: 1 период до первой встречи с предметом, 2 после этой встречи. На 1 этапе у чел есть напряжение, но сама потреб-ть не расшифрована, в ходе поисковой деят-ти (переборе предметов) происходит встреча потреб-ти с предметом (опредмечивание потреб-ти) – в этом процессе есть две важные черты: 1) первоначально очень широкий спектр предметов, способный удовлетворить данную потреб-ть, 2) быстрая фиксация потреб-ти на первом удовлетворившем ее предмете (прим опыт Лоренца с гусенком и подушкой).
Потребности, их характеристика и классификация.
Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ, которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Потребностями называют состояния объективной нужны организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребность выступает источником активности индивида. В истории человеческого общества потребности людей как функция их деятельности являются следствием развития производства. С помощью орудий человек способен видоизменять объект, приспосабливая его к собственным потребностям. Тем самым потребности людей получают возможность к развитию (даже витальные потребности, например голод первобытного и современного человека). Животные органические потребности преобразуются в человеческие, опосредованные предметной деятельностью. Потребность – это и предпосылка и результат трудовой деятельности и познавательных процессов. Потребности регулируют поведение. Определяя направленность мышления, чувств и воли. Потребности обусловлены его воспитанием, то есть процессом приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности). Различие форм культуры влияет на соотношение этих двух видов потребностей. Удовлетворение потребности – это процесс присвоения им продукта определенного вида деятельности. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек соотносит свои субъективные представления с потребностью с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью. Потребность обнаруживается в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребности – центральная задача формирования личности.
У человека, помимо элементарных биологических потребностей, существуют, по крайней мере, еще две потребности. Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Опыты показывают, что уже в 2-хмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира.
В отношении обеих рассмотренных потребностей следует отметить два важных момента. Во-первых, потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Во-вторых, обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Он необходимы ему так же как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми о познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.
Статьи по теме:
Психоаналитические типологии индивидуальных характеров
Характер проявляет себя типичным паттерном поведения или привычной направленностью – это устойчивый или структурированный способ реагирования. Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно и «Сверх-Я», а также типичные сочета ...
Кинетический фактор
Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи ...
Гештальтпсихология
В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии — гештальтпсихология (отнем. gestalt — целостная форма, структура).
Гештальтисты утверждают, что сознание — это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента(ассоц ...
Актуально о психологии