Обратимся теперь к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап — период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй этап - после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не расшифрована для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в состоянии беспокойства, поиске, переборе различных предметов
В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.
Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.
В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.
Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность.
Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность: другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность.
Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.
Маслоу полагал, что высшие потреб-ти могут направлять поведение индивида, лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности. Порядок при этом был такой. Ур-ни: 1.базовые физиологические потребности; 2.потребности, связанные с безопасностью; 3.потребности, связанные с любовью и принятием; 4.потребности, связанные с уважением других и самоуважением; 5.потреб-ти, связ с самоактуализацией, или потреб-ти личност состоят-ти. Нижележащ потреб-ти д.б. удовлетвор, прежде, чем чел-к перейдет к реализац высш. Чем выше чел-к мож подняться по лестнице потреб-тей, тем больш здоровья, гуман-ти он будет проявлять, тем бол индивидуал он буд. Самоактуализац – реализация потенций, способностей и талантов человека; это потреб-ть в самосовершенствовании, реализац своего потенциала. Здесь потребность равна мотиву.
По Рубиншт: все потреб-ти чел-ка в их конкрет содерж-и и проявлении представляются историч потреб-тями в том смысле, что они обусловл пр-сом историч разв-я чел-ка, включены в него и в ходе его разв-ся и изменяются. Потреб-ти чел-ка м.б. при эт подразделены на тесно между соб связанные, др в др взаимопроникающ, но все же различн - материал потреб-ти и духовные.
Органические потребности представлены в психике, прежде всего, в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или б/м острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение - это органическая потребность, представленная в органической чувствительности.
Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущ внутри ор-ма. Общ особ-ть влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию.
По мере того, как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а так же изменение внутреннего характера влечения. Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что переходя в желание, направленное на определен пред-ты, влечение больше осознается. Т.с. оно опосред-ся и обусловливается всей б/м слож совокуп-тью отнош-й дан Л. к данному предмету или лицу.
Статьи по теме:
Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым ...
Пути и средства повышения эффективности организации
процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы:
- Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования;
- ...
Психологические концепции адаптации личности
Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов ...
Актуально о психологии