Теории мышления. Мышление как ассоциация представлений Принцип ассоциаций - образование и актуализация связей между представлениями (идеями). Основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем она чаще повторяется. Выделялось четыре вида: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве; 4) по отношению (причинность, присущность). Ассоциация признавалась в качестве основной структурной единицы психического и использовалась как
объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности. В этой теории психологии мышления как таковой нет. Поэтому ее сторонниками не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. Развитие мышления - это процесс накопления ассоциаций. Мышление предполагалось изучать только поп продуктам человеческой культуры. Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории умственной деятельности, ее часть называют теорией репродуктивного мышления. Особую роль в мышлении играют ассоциации по сходству.
Мышление как действие. Вюрцбургская школа рассматривает мышление как внутреннее действие (акт). Мышление - это акт усмотрения отношений. Под отношением понималось "все, что не имеет характера ощущений", все разнообразие категориальных синтезов, вся системы категорий. Мышление - это работа "я", подчиненная определенной задаче, из которой исходит детерминирующая тенденция. Наиболее важной формой проявления действия детерминированных тенденций является детерминированная абстракция (отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителя и восприятие, запоминание, осознавание других). Именно она придавала мышлению целенаправленный характер, упорядочивая ход мысли. Эта школа использовала также понятие установки, для обозначения состояний, возникающих у испытуемого, принявшего задачу. Под установкой понимались неопределенные, трудно анализируемые состояния сознания, регулирующие в соответствии с задачей отбор и динамику содержания мышления. Основным методом изучения мышления признавалось самонаблюдение.
Мышление как функционирование интеллектуальных операций. О.Зельц понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций (генетический и функциональный анализ). Основные интеллектуальные операции: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Различные комбинации этих операций образуют методы решения задач. О.Зельц впервые стал исследовать мышление как процесс, разворачивающийся во времени, с его последующими стадиями и этапами.
Мышление как акт переструктурирования ситуаций Идея априорно существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гешталльтеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
В гештальтпсихология первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы - ощущения, но некоторые целостные образования - конфигурации, формы или "гештальты". Главным объектом изучения было восприятие, а затем мышление. Исходным фактором при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы: близость, сходство, направленность к хорошей фигуре. Мышление понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Применительно к человеку был введен метод думанья вслух, а также метод наводящих задач (систематических подсказок).
Статьи по теме:
Толкование сновидений
Мы находим путь к пониманию ("толкованию") сновидения, допуская, что наши воспоминания о сновидении являются не истинным его процессом, а лишь фасадом, за которым этот процесс скрывается, здесь мы имеем разделение между явным со ...
Параноидальный стиль
В личностном профиле такого лидера подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, нередко непредсказуемость, стремление к контролю над другими — либо открыто, либо путем скрытых манипуляций. Лучши ...
Научение.
Общая характеристика процесса научения.
Анализ инстинктивного поведения приводит в выводу, что всё богатство и разнообразие полноценного психологического отражения связаны с научением, накоплением индивидуального опыта.
Формирование пов ...
Актуально о психологии