Понятие о воображении.

Материалы » Основы психологии » Понятие о воображении.

Страница 4

Рубинштейн выделил следующие процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание. Процессы П:

1. Запоминание – это запечатление и сохранение в сознании чел полученной инф-ции: м.б. непреднамеренное (непроизвольное, без поставленной цели), преднамеренное (произвольное, чел ставит перед собой цель запомнить и использует специальные средства для этого). Произвольное запоминание хар-ся проявлением волевых усилий в виде постановки цели на запоминание. Запоминание м.б. осмысленное (с пониманием внутр логических связей) и механическое (без осознания логических связей м/ду частями воспринимаемого материала). держатели для оптических датчиков

2. Сохранение – удержание в П полученных знаний в течение относительно длительного времени. М.б. динамическим (проявляется в оперативной П) и статическим (в долговременной П).

3. Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, может быть непроизвольным (неожиданно для нас самих) и произвольным.

4. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о кот сформировалось у чел на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

4. Забывание – невозможность восстановить ранее воспринятую инф-цию, стирание следов, естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный хар-р. Физиол основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для чел жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потреб-тям (проактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). М.б. полное, частичное, длительное, временное. Реминисценция – отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.

Основные хар-ки памяти: объем (7+-2) (общая хар-ка, характеризует возможности запоминания и сохранения инф-ции), быстрота воспроизведения (характеризует способ-ть чел воспроизводить инф-цию – одни это делают быстро, др медленно), точность воспроизведения (способ-ть чел точно сохранять и точно воспроизводить инф-цию), длительность сохраненения (способ-ть чел удерживать опред время необходимую инф-цию), готовность воспроизвести инф-цию (реминисценция).

Теория развития П:

1. Жане первый стал трактовать П как систему действий, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку инф-ции. Он доказал прямую зависимость всех процессов П от практической деят-ти чел.

2. Блонский П.П. Различные виды П представленные у взрослого чел, являются различными ступенями ее истор развития. В истории развития человечества виды П последовательно появились один за др. Последовательность развития видов П: двигательная, аффективная, образная и логическая.

Двигательная П – от рождения

Аффективная П – примерно в 6 месяцев

Образная П – в 2 года

Логическая П – 3-4 года – подростковый возраст

Существенную роль в развитии П играет речь, поэтому процесс совершенствования П чел идет рука об руку с развитием его речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Особенности представлений и памяти неслышащих детей
У неслышащих детей обнаруживается сужение круга представлений за счет полного или частичного выпадения слуховых представлений, которые в определенной степени компенсируются в процессе развития вибрационной чувствительности и слухового вос ...

Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на р ...

Память
Память-форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает п ...