На 5-м году сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но уже прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам.
Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками.
У некоторых детей 6-7 год жизни сказывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая.
Содержанием общения детей становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщены представления детей об окружающем.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2. Умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. Знание норм и правил, которым необходимо освоить при общении с окружающими («Я знаю!»).
К 5-6 годам дети должны уметь согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается, но и из-за неумения организовывать общения, может быть неинтересной окружающих, и он чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не тал тормозом на пути развития личности. Как это сделать?
Прежде всего, педагогам самим нужно научиться правильно общаться.
Как говорилось выше, необходимо использовать личностно-ориентированную модель общения с детьми, чтобы обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования.
Педагог должен строить свое общение с ребенком на основе Понимания, Принятия, и Признания.
Понимание
означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка, «чтение мотивов ребенка».
Принятие
– означает безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в данный момент ли нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!». У ребенка должно быть чувство, что его принимают и любят независимо от того, каких высоких или низких показателей он достиг.
Признание
Статьи по теме:
Управляющая роль руководителя
Касаясь содержания работы руководителя высшего звена, Минцберг определяет роль руководителя как «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»1. В своих работах Минцберг выделяет ...
Цели и методы психотерапии
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливы ...
Квази-потребности
Аналогично Г. Мюррею Курт Левин считал, что понимание поведения возможно лишь исходя из целостной психологической ситуации, в которую включен субъект. Другими словами, поведение рассматривается как функция сложившегося в данный момент пси ...
Актуально о психологии