Межличностные отношения в «детском обществе»

Страница 2

На 5-м году сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но уже прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам.

Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками.

У некоторых детей 6-7 год жизни сказывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая.

Содержанием общения детей становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщены представления детей об окружающем.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. Умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. Знание норм и правил, которым необходимо освоить при общении с окружающими («Я знаю!»).

К 5-6 годам дети должны уметь согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается, но и из-за неумения организовывать общения, может быть неинтересной окружающих, и он чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не тал тормозом на пути развития личности. Как это сделать?

Прежде всего, педагогам самим нужно научиться правильно общаться.

Как говорилось выше, необходимо использовать личностно-ориентированную модель общения с детьми, чтобы обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования.

Педагог должен строить свое общение с ребенком на основе Понимания, Принятия, и Признания.

Понимание

означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка, «чтение мотивов ребенка».

Принятие

– означает безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в данный момент ли нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!». У ребенка должно быть чувство, что его принимают и любят независимо от того, каких высоких или низких показателей он достиг.

Признание

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Взгляд на проблему школьной неуспеваемости в зарубежной психологии.
Перед современной зарубежной психологией проблема трудности обучения в школе стоит не менее остро, чем перед отечественной. Если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Of ...

Основы психотерапии
Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia – забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 187 году В.Тьюком («Иллюстрация вл ...

Кросс-культурные исследования невербального поведения
Если бы вы собирались отправиться в другую страну, встречать гостей из-за рубежа или просто хотели бы изучить иностранный язык, что вы могли бы предпринять? Одна из вещей, о которых вы, вероятно, подумаете - это пойти в книжный магазин, н ...