2. - в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отношений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психологических травм и переживаний.
3. - группа помогает человеку более глубоко раскрыться, что само по себе может принести ему желаемое облегчение.
4. - группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения.
5. - группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление.
Методические средства групповой работы.
1. групповая дискуссия. Обучает анализу реальных ситуаций. Предполагается 3 ориентира групповой дискуссии:
биографическое направление – группа анализирует трудности личной и профессиональной жизни одного участника;
тематическое направление – вопросы и проблемы, решение которых значимо для всех членов группы (детство, фантазии, интересы, мотивы, особенности характера, эмоции, интерперсональные отношения, секс, семья);
ориентация на взаимодействие «здесь и теперь».
Процедуры для активизации процесса группового взаимодействия.
- высказывания по кругу,
- эстафета,
- высказывание за определённый промежуток времени,
- анализ ситуации.
2. Ролевая игра.
Участники играют роли, которые позволяют им полностью выражать свои чувства и мысли, осознание приводит к действию, а выполнение к осознанию самого себя.
3.Психодрама.
Цель: устранение неадекватных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубление самопознания.
Психодраматические приёмы.
Ø Монолог.
Ø Исполнение собственной роли.
Ø Двойник или второе «Я».
Ø Обмен ролями между двумя реальными партнёрами, если они играют самих себя или действовавшего лица с протагонистом-двойником.
Ø Зеркало – это объективная имитация поведения.
Ø Информирование – это вмешательство тренера при котором он подсказывает или помогает участникам когда те сталкиваются с трудностями.
Ø Тренировка эффективного поведения.
Ø Проэктивное рисование – это вспомогательный метод, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднительных ситуаций в общении.
Системно – семейное консультирование.
Зарождение системной теории можно отнести к 40-50 гг ХХ века, но реальное развитие направления началось в конце 70-80 годов. Это направление отличается как от группового, так и от индивидуального консультирования. Причём отличается как своей главной задачей, так и особенностями клиентов. Консультирование по вопросам брака и семьи концентрируется на достижении изменений в системе, тогда как групповое консультирование фокусируется на внутри и межличностных изменениях. В консультировании по вопросам брака и семьи применяется много теорий. Общая теория семей. Людвиг Фон Верголафни. Согласно этой теории любой живой организм составлен из взаимодействующих компонентов в случае семьи из людей, которые взаимно влияют друг на друга. Системная теория отличается 3 основными предположениями:
1. Идея межличностной каузальности. Каузометрия – это метод исследования субъективной картины мира, жизненного пути и психологию времени личности. Она относится к биографическим методам, направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Каузометрия позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, реализованности, осмысленности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворённости своим прошлым, настоящим и будущим.
Статьи по теме:
Мышление как понятие в психологии
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление
– процесс отражения в сознании человека реальной действитель ...
Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменится ...
Депрессивный стресс: предпосылки и развитие
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает ...
Актуально о психологии