В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например, счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции[2,15,18]. Согласно новым представлениям, пожилой возраст – один из этапов продолжения эмоционального роста; т.е. эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, " в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека" [15,с.780]. В пожилом возрасте происходят когнитивные изменения, которые в научной литературе понимаются как психологические процессы, под средством, которых человек косвенным или прямым способом познает себя и свое окружение. В старости снижается функция внимания, которое выражается в уменьшении его объема, затруднении к сосредоточению, переключению внимания, появляется рассеянность.
Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей пожилого возраста также различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. С возрастом у пожилых снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести к "обману чувств" [33,34]. Происходят довольно интересные изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30-50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно велико снижение тех функций памяти, которые осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно. Социально – психологические факторы, этому способствующие: прекращение профессиональной деятельности, отсутствие заменяющих ее занятий, которые требовали бы напряжения мысли. [17,26]. Происходит перестройка мышления, оно становиться более инертным, малоподвижным со склонностью застревать на мелочах, деталях, т.е. замедляются процессы абстрактно-логического мышления. Отличительным признаком такого изменения является критическое отношение к содержанию переживаний человека, появляются идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [2,31]. Уровень интеллекта у большинства людей пожилого возраста, начинает снижаться после 50 – летнего возраста. Флюидный интеллект (способность приобретать совершенно новые знания) начинает снижаться с возрастом, в то время как кристализированный интеллект (умение анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний) развивается и прогрессирует на протяжении всей жизни [4,5]. Интеллект пожилого человека скорее можно расценивать, как мудрость. Мудрость – когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, связанный с опытом и личностью. Согласно определению Грэс Крайг "мудрость – экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам" [15,с.749].Формирование мудрости – положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практической стороне жизни и поможет человеку понять существующую действительность.
В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, которая была связана с постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Это определено всем образом жизни человека. В мотивационно – потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение потребностей. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, Кароль Рощак выявил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми зрелого возраста.[31,32]. По данным исследования, изменяется структура потребностей, т.е. потребности пожилых людей смещены в определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в творчестве, любви, в самоактуализации и чувстве общности [1,31,33]. То есть в группе "ведущих потребностей" доминирует потребность в избегании страданий. Также в работе К. Рощака были выявлены гендерные различия в характеристике потребностей у пожилых мужчин и женщин. Основной потребностью для женщин является потребность в охране и заботе о других. Кроме того, женщины имеют достаточно стабильный, жесткий взгляд на жизнь. У мужчин выделяется потребность в личной и материальной автономии, независимости, у них ярче проявляется тенденция к авторитаризму и эгоцентризму.
Статьи по теме:
Нарушения речи и их
психологические и физиологические причины
Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:
- неумение произносить тот или иной звук;
- замена одного звука другим;
- искажения имеющегося звука.
...
Психологическая характеристика подросткового возраста.
Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с с ...
Понятие агрессии и подходы к ее изучению
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или ...
Актуально о психологии